Каждая статья о китайских автомобилях, как и разговор об этом автолюбителей, продавцов или покупателей, заканчивается обычно фразой: «еще чуть-чуть и можно». Тем не менее в начале изложения всегда слышится: «это лучше чем было». Удивительного в таких заключениях, как известно, ничего нет. Китайский рынок в наши дни переживает резкий подъем, а его следствие можно лицезреть в пробках по пути на работу.
На данный момент в стране насчитывается около 130 автопроизводителей. Как и везде присутствуют лидеры и аутсайдеры, заводы, выпускающие бестселлеры для народа миллионным тиражом, и фабрики, делающие немногим более 10 тысяч автомобилей в год. При этом ни те, ни другие не чувствуют себя плохо: назвать их банкротами язык не поворачивается, но вот продукция почему-то пока интереснее у последних.
Торговая марка Brilliance принадлежит Китайской холдинговой компании СВА, у которой помимо автомобильного производства есть и другие отрасли деятельности. Всего у СВА две автомобильных марки: ZhongHua (в переводе означает Китай, а на украинском рынке продается под брендом Brilliance) и JinBei. Модели Brilliance М1 и М2 – собственной разработки, а с эмблемой JinBei выпускаются лицензионные микроавтобусы фирмы Toyota. С 2002 года СВА получила эксклюзивное право собирать автомобили BMW в Китае и выпускает для местного рынка около 20 000 машин в год. Объемы производства Brilliance тоже на уровне 20 000 единиц.
М2 – меньший автомобиль в гамме. Его можно отнести к D-классу по европейской классификации (длина – 4648 мм, ширина – 1800 мм, высота – 1450 мм, колесная база – 2790 мм). М1, построенный на той же платформе, – немного больше (длина – 4880 мм, ширина – 1800 мм, высота – 1450 мм, колесная база – 2790 мм) и попадает в следующую категорию.
Машина переднеприводная, двигатель расположен поперечно. Вариантов моторов может быть три: все 4-цилиндровые бензиновые, объемом 1,6, 1,8 и 2,0 л, мощностью 100, 136 и 130 л. с. соответственно. Крутящий момент у меньшего – 134 Н·м при 4500 об/мин, у 1,8-литрового – 165 Н·м при 5000 об/мин, а у 2,0-литрового – 173 Н·м при 4500 об/мин. Коробка передач для моторов 1,6 и 1,8 л – 5-ступенчатая механическая, 2,0-литровый двигатель поставляется с 4-ступенчатым «автоматом». Все силовые агрегаты сделаны по лицензии компании Mitsubishi и ранее устанавливались на модель Galant. Если же ориентироваться по выставкам, то вот-вот на рынок должен выйти более мощный силовой агрегат, созданный совместно с немецкой фирмой FEV. 1,8-литровый мотор с турбонаддувом должен развивать около 170 л. с., а крутящий момент будет на уровне 235 Н·м в диапазоне 2000-4500 об/мин. Для европейского рынка заканчивается разработка 2,0-литрового турбодизеля.
Ходовая часть седана вполне современная. И спереди, и сзади применяются независимые пружинные подвески. Сзади используется многорычажная схема, а спереди – на двойных поперечных рычагах. Подобные решения имел тот же Mitsubishi Galant, но во всех пресс-релизах указывается, что за настройки управляемости отвечают специалисты Porsche.
Производитель строил планы продавать данные автомобили в Европе, соответственно они должны отвечать современным нормам безопасности. В салоне можно найти четыре надувных подушки: две фронтальных и две боковых у водителя и пассажира. У всех пассажиров, кроме среднего на заднем ряду, трехточечные ремни безопасности. Пятый пассажир пристегивается поясным двухточечным ремнем. Тормозная система оборудована ABS с электронным распределением усилий EBD. Рулевая колонка, как и полагается, травмобезопасная, а сзади присутствует третий стоп-сигнал. Дизайн же проектировали те, кому это и положено – итальянцы. Кузовному ателье Pininfarina удалось создать необычный образ, даже не задев интересов европейских и японских автопроизводителей, как часто бывает с внешностью китайских автомобилей. В результате получился седан с современными обводами кузова. К качеству покраски сложно придраться, а вот зазоры в некоторых местах неравномерные.
Блоки передней оптики оригинальной формы прячут в себе новую светотехнику, хорошо освещающую дорожное полотно. Решетка радиатора, состоящая из двух частей, немного напоминает о Lancia, но при этом имеет логическое продолжение под бампером. Центральный воздухозаборник в бампере U-образной формы продолжается выштамповкой на капоте и плавно переходит в подоконную линию. Свесы короткие, особенно непривычно видеть короткую заднюю часть относительно длинной колесной базы. Колесные арки сделаны выпуклыми, они скрывают в себе большие колеса 205/55 R16. Задние фонари точно не вызовут ассоциаций с другими производителями, но в компании с хромированными полосками и легкосплавными дисками значительно украшают облик машины. Современный облик также дополняется молдингами, окрашенными в цвет кузова, и такими мелочами, как, например, повторителями поворотов, встроенными в корпуса боковых зеркал.
Знакомство с салоном начнем с общего осмотра. В первый же момент радуешься тому, что наконец-то исчез фенольный запах, которым могли пахнуть салоны более дешевых аналогов. В целом качество материалов можно назвать достаточным: кожа не вызывает впечатление дерматина, под руки все время попадаются мягкие вставки, а технологические швы на видимых частях пластиковых деталей отсутствуют. Есть даже традиционные вставки под дерево – в данном автомобиле они точно повторяют его структуру, а зазоры между большинством элементов ровные и небольшие. Единственное исключение – стык между приборной панелью и дверной картой.
Переместимся на водительское место. Сиденье имеет больше регулировок, чем у пассажира – кроме продольной и угла наклона спинки есть регулировка высоты и наклона подушки, а также регулировка интенсивности поясничного подпора. Четырехспицевый руль настраивается только по высоте, но подобрать оптимальную позицию можно. Любители быстрых виражей могут пожаловаться на слабую боковую поддержку, однако в штатных режимах тело фиксируется хорошо. Перед глазами располагается панель приборов, состоящая из четырех круглых циферблатов и набора контрольных ламп. Цифры нанесены на белые поля, подсветка шкал – желтоватая, стрелок – красная. Ниже – цифровой одометр и сбрасываемый счетчик суточного пробега. Если не опускать рулевую колонку максимально вниз, то все данные легко считываются. Управление светом возложено на левый подрулевой рычажок; правый заведует стеклоочистителями. Переключатели расположены немного дальше от руля, чем обычно, что понравится людям с большой ладонью и тем, кто любит быстро крутить руль. Блок управления стеклоподъемниками разместили на подлокотнике двери.
Центральная консоль слегка развернута к водителю, в верхней ее части поместили штатную магнитолу, способную читать формат МР3, с информационным экраном. Ниже находятся пять аккуратных круглых кнопок, предназначенных для включения «противотуманок», «аварийки», а также для открытия багажника и лючка бензобака. Еще ниже – блок управления климат-контролем. Индикация могла бы быть немного четче, но в целом привыкаешь быстро.
Понравилась и работа автоматики: потоки распределяются логично, а вентилятор работает тихо. Лишь на двух максимальных режимах слышен шорох воздуха из дефлекторов. Нажав на соответствующую панель, плавно выезжает пепельница, а прикуриватель при этом разворачивается немного вверх.
Рычаг стояночного тормоза расположили не за селектором коробки передач, а справа, на его месте можно найти подстаканники, которые закрываются элегантной крышкой с микролифтом. Еще дальше находится удобный подлокотник, который не мешает орудовать рычагом коробки и содержит в себе небольшую нишу для мелочей. Для мелкой поклажи, кстати, предусмотрели не только этот отсек: под центральной консолью есть прорезиненная площадка, например для зажигалки или шариковой ручки, в дверных картах – карманы, а размер перчаточного ящика (с подсветкой) позволяет перевозить внутри даже складной зонтик. Часть кнопок и индикаторы непристегнутых ремней перенесли вверх возле лампы освещения салона и кнопки управления люком. Приятной мелочью вечером будет подсветка пространства для ног при открытой двери.
Посмотрим, чем будут довольны задние пассажиры. Сиденье для двоих достаточно широкое, а при перевозке третьего пассажира не возникнет проблем благодаря низкому центральному тоннелю. И в области коленей, и в области головы места вполне хватает, стоит отметить лишь низковато расположенную подушку. При движении с двумя пассажирами на заднем сиденье можно достать еще и подлокотник с интегрированными подстаканниками. Также в распоряжении пассажиров пепельница и прикуриватель.
В технических характеристиках заявлен достойный объем багажника – 430 л. В первую минуту становится непонятным, каким образом там удастся расположить столько поклажи, но, подняв крышку, все становится на свои места. Проем, конечно, мог бы быть и пошире – большую коробку сюда вряд ли удастся просунуть, но и это не беда: небольшая высота не позволит ее разместить внутри. Зато при погрузке мелочей их можно сдвигать вглубь, главное помнить, что доставать в первую очередь, потому что дотянуться до дальнего края не всегда удобно. Под фальшполом – полноразмерная «запаска», в нее помещается набор инструмента и домкрат, который в обычном состоянии находится в левой нише.
Крышка капота легко поднимается с помощью газовых упоров, открывая доступ к моторному отсеку. Свободного пространства под капотом хватило бы и для установки двигателя V6 – между всеми агрегатами чувствуется свободное пространство. Снизу мотор прикрыт защитой, скорее от мелких предметов и грязи, нежели от ударов, потому что материал, из которого она изготовлена, – пластик. При взгляде на машину снизу привлекательным является тот факт, что из-под днища не выступают практически никакие предметы, нижней точкой является оконечная часть глушителя.
После пуска двигателя по кузову пробегают несильные вибрации. Привыкать к машине долго не приходится – мотор достаточно тяговитый и начинает везти практически с холостых оборотов. Немного тяжелой кажется поначалу педаль сцепления, но через десять минут об этом забываешь. Для динамичного разгона двигатель надо держать в рабочем диапазоне от 2300 до 5500 об/мин, а то и 6000 об/мин…