Странички из американского дневника

Кто не мечтает совершить кругосветное путешествие, проплыть на корабле по экзотической реке, взобраться на вершину горы или пересечь на машине либо мотоцикле какой-нибудь континент – ну скажем Америку, от Тихого и до Атлантического океана?

 

Каждый, кто мечтал об этом, поймет, какие чувства испытал я, когда мне посчастливилось трижды (в 1996, 2000 и 2005 гг.) пересечь США, как говорится, вдоль и поперек от берега до берега и от Ниагарского водопада до крайней точки Флориды острова Ки-Вест, что находится в 90 милях от Кубы. Всего мне удалось посетить 45 из 50 штатов, и могу смело сказать, что далеко не многие из американцев могут похвастаться этим. Путешествовать доводилось на комфортабельных автобусах Ford Windstar, Dodge Caravan, Chevy Venture. В среднем, каждая поездка длилась от трех до шести месяцев, так что времени на знакомство со страной, ее удивительной, богатой и разнообразной природой, историей, а также культурой, бытом и просто жизнью людей, у меня было более чем достаточно. И вполне естественно, что во время этих увлекательных путешествий мною делались заметки в дневнике. В последствии я решил объединить их в своеобразные зарисовки к картине, которую когда-нибудь назову «моя Америка». Итак…

 

Дороги

Американские дороги – о них писали и будут писать очень многие, так как это памятник американской цивилизации, их высокому уровню жизни. Невозможно не преклоняться перед этой громадой бетонно-асфальтовых хитросплетений, окутавших, будто паутиной, всю страну. Жизнь каждого из ее жителей буквально с рождения связана с автомобилем и дорогой, поэтому вполне понятно, что она является неотъемлемой частью их жизни. И это не просто слова. Многие американцы никогда в жизни не ездили на поездах. Но представить их жизнь без машины (особенно в провинции) невозможно. Исключением является Нью-Йорк, а также еще несколько крупных городов вроде Лос-Анджелеса и Чикаго. В США железнодорожный транспорт не настолько популярен и развит, как в Европе.

Когда впервые попал в провинциальный городок Молин, что находится на границе штатов Иллинойс и Айова, чтобы получше изучить окрестности, я стал совершать пешеходные прогулки. Жители одного из домов вызвали полицию, так как для них было непривычным видеть незнакомца без машины, зачем-то прогуливающегося по их улице. В некоторых городах вообще нет дорожек для пешеходов. Поэтому вполне понятно, обслуживанию и качеству дорог, а также всему, что с ними связано, в США уделяется особое внимание. Там почти все основные дороги идут под номерами: нечетные – с севера на юг, четные – с запада на восток. В Америке и Канаде, особенно в больших городах, желательно ездить с компасом и картой, но если их у вас нет, то по номеру дороги можно сориентироваться, куда нужно ехать – на юг или запад. Все ключевые дороги обозначены двузначными цифрами «80», «90», «50» и т. д. На подъезде к крупным городам появляются хайвэи с трехзначным обозначением «380», «450». Как правило, они объездные, идущие через город, как и некоторые из дорог. Но, попав на подобный путь с таким номером, можно быть абсолютно уверенным, что он выведет вас на основную трассу. Схожие дороги обязательно берут начало и заканчиваются на хайвэях с двузначным обозначением. Путешествуя по хайвэям, которые в некоторых (в основном в восточных) штатах платные, легко сориентироваться. При въезде в штат вы можете посетить Visitor Center (Гостевой центр), где бесплатно получите их карту, буклет с фотоальбомом и перечнем основных достопримечательностей. На протяжении дня в центре работает консультант, который ответит на все ваши вопросы, а также подробно расскажет о пути к пункту вашего следования. Вдобавок вы получите буклет со списком отелей и мотелей, в которых можно остановиться на ночлег, а к ним купон со скидкой. Кстати сказать, вполне приличный номер на двоих, благодаря системе купонов, можно спокойно снять по цене от 30 до 50 долларов за ночь. И многие включают в эту сумму так называемый континентальный завтрак, куда, как правило, входят хлопья с молоком, апельсиновый сок, овсяная каша, омлет, йогурты, пирожные донатсы и кексы маффины. В одних мотелях лучше, в других хуже, но в среднем, вышеупомянутый перечень выдерживается.

Если вы не желаете ехать по платной дороге, обязательно есть альтернативный вариант, причем часто бесплатные дороги не уступают по своему качеству платным. Примерно через каждые 50, а иногда 30 миль организована «зона отдыха», Rest area, где вас ждет чистый туалет с горячей и холодной водой, автоматы с горячими напитками и закусками, телефон-автомат и стенды с буклетами о местных достопримечательностях и карты. К примеру, на шикарных «80» и «90» дорогах, которые пересекают США от Калифорнии до Нью-Йорка, через каждые 50 миль построены зоны отдыха. А в штатах Иллинойс, Индиана, Мичиган, Огайо, Пенсильвания, Нью-Джерси через каждые 30 миль созданы «оазисы», на которых обязательными компонентами будут бензозаправка, СТО, ресторан (а в особо людных местах их будет несколько – на любой вкус), душевые, иногда сауны и джакузи. Парковки разделены на зоны для грузового и легкового транспорта. Такие «оазисы» находятся под наблюдением полиции. Хочется отметить сеть заправок Petro, которые можно встретить в любом уголке Соединенных Штатов.

В ресторанах «Железная сковородка», расположенных на этих заправках, мне запомнились две особенности – первая: каждый посетитель, заплативший 12 долларов, может съесть стейков столько – сколько влезет. Здесь очень знаменит «Король Дорог» (King of the road) – огромный говяжий стейк с обилием всевозможных салатов, соусов и гарниров. Если вам удастся осилить это блюдо, вы поймете смысл выражения «наестся до отвала». Вспомните американские фильмы о водителях грузовиков – дальнобойщиках, где герои, огромные волосатые пузатые дядьки с громыхающим смехом и неизменной банкой пива или кока-колы. В реальной жизни – картина точно такая же. И если бы вам доводилось каждый день сидеть за рулем по 10 – 12 часов и питаться в таких ресторанах, результат, как говорится, долго ждать не придется, и толстое брюхо вам обеспечено.

Второй особенностью этих ресторанов является то, что каждое посадочное место оборудовано телефоном. Таким образом водитель, который спешит добраться до пункта назначения, не тратит время на телефонные переговоры, а делает необходимые звонки во время обеда. В каждой зоне отдыха организованы места для пикника, где есть удобные столики. Обязательно отведены места для выгула собак. И, конечно, большое количество мусорных баков с непременным указанием предназначения – стекло, бумага, металл, пластмасса, пищевые отходы.

Мне часто доводилось слушать суждения наших сограждан об отсутствии культуры у американцев. Но хотелось бы рассказать о том, как они собирают мусор, заботясь о чистоте окружающей среды. В Чикаго я видел огромные бигборды, где отмечалось, какой район города сдал больше вторсырья на переработку. Ну, просто соц. соревнования на марше! Советским пионерам делать нечего. Проживая у американских друзей в Чикаго, я случайно выбросил банку из-под пива в несоответствующий контейнер. Маленький сынишка хозяев тут же осудил мой поступок и сказал, что все они строго следят за соблюдением экологического порядка.

Совсем недавно мы выезжали с классом моего сына на пикник в лес под Киевом. Остановились на живописной поляне, на берегу лесного озера. Место чудное, но весь лес и берега озера были завалены пластмассовыми и стеклянными бутылками. И на всей этой свалке лежали отдыхающие, которые жарили шашлыки, распивали напитки и гадили вокруг себя (простите, иначе сказать не могу). А если вспомнить самое страшное место на наших дорогах – придорожные туалеты, то о какой культуре можно вообще говорить! Простите за больную тему, но в американских общественных туалетах уровень автоматики и чистоты можно приравнивать к космическому кораблю. Во многих придорожных туалетах человек практически ни к чему не прикасается. Вода сливается автоматически, точно также работает умывальник, где соединены все функции по принципу «три в одном». Вы только подставляете руки, а «автомат» сначала выливает порцию жидкого мыла, затем поливает водой, а уж потом сушит руки. В Чикагском аэропорту Охера автоматически менялись сиденья на унитазе перед каждым посетителем. Безусловно, у нас тоже многое меняется к лучшему, и хочется верить, что наше стремление в Европу будет выражаться не только в количестве дорогих автомобилей, но и в повышении культуры водителей, а также организации их культурного обслуживания.

 

Моя полиция меня бережет

Вполне естественно, трижды пересекая Америку вдоль и поперек, я неоднократно общался с американской полицией, что вызывало как негативные, так и позитивные эмоции. Тут уместно рассказать, что ограничения скорости в США довольно строгие (и это при их качестве дорог). Так, например, в штатах Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси долгое время (а кое-где и сейчас) на хайвэях был введен лимит скорости 55 миль в час (около 90 км). Только за последние 10 лет этот лимит подняли до 65 миль. В западных штатах Аризона, Нью-Мехико, Невада, Юта, а также во Флориде разрешена скорость до 80 миль в час. Среди водителей существует неписанный закон, что превышение скорости до 10 миль в час полиция не наказывает. Но со мной был такой случай. В 1996 году путешествовали мы с хором им. Г. Веревки по Соединенным Штатам. Передвижение по дорогам производили в таком порядке: первым ехал лимузин с маэстро Авдиевским, дальше два автобуса с артистами, а в хвосте ехал я на вэне Dodge Caravan. В то время мобильная связь не была развита, как сегодня, а GPS вообще еще не было. Концерты проходили в разных городах и штатах, и переезжать приходилось почти ежедневно (это не мудрено, так как за три месяца состоялось почти 70 концертов), и очень часто найти необходимый концертный зал было довольно сложно, поэтому я старался не отставать от нашего каравана. Водители автобусов гнали по трассе с превышением скорости и я, находясь в арьергарде колонны, чувствовал себя довольно спокойно, поскольку если полиция засечет превышение, то это будет не моя, а первая или вторая машина. К чести американской полиции надо отметить, что они, как правило, не прячутся в укромных местах, а ночью обязательно включают мигалку, так что свет от «полицейской дискотеки» можно заметить за несколько километров.

Следуя за автобусом с артистами, я заметил у себя на «хвосте» обычный гражданский автомобиль, который неотступно следовал за мной. Минут через 15 следующая за мной машина вдруг засветилась разноцветными огнями, спрятанными за радиаторной решеткой и на лобовом стекле. Двух мнений быть не могло – это был автомобиль полиции. Проверив мои права, полисмен сказал, что я превысил скорость на 7 миль и выписал штраф на 40 долларов. Все мои доводы, что я следовал за колонной автомобилей с артистами с Украины, остались без внимания. Когда позже рассказал об этом инциденте водителям автобусов (бывалым американским драйверам), они очень удивились и сказали, что мое имя надо записать в книгу рекордов Америки. Хочу отметить, что у меня никогда даже не возникало мысли о том, чтобы «дать в лапу» полисмену, так как это могло бы закончиться плачевно для меня. Кстати, полиция, проверяя документы, смотрит ваши права и проверяет их по бортовому компьютеру (а вдруг вы в «черном списке»), а также страховку на машину. Мне показалось странным, но полицию совершенно не интересовали документы на автомобиль. Более того, большинство американцев предпочитают хранить тайтл – документ, подтверждающий ваше право собственности на автомобиль у себя дома. Ибо в случае хищения машины с тайтлом, грабителю будет легче ее продать.

Тарифы на штраф за превышение скорости в каждом штате свои, и форма оплаты также различная. Например, в 2005 году в штате Висконсин нас остановил полицейский за превышение скорости на 15 миль и выписал штраф на 195 долларов. Он предложил нам оплатить его на месте кредитной карточкой. Это нас очень удивило. Обычно полицейские выписывают штраф, который необходимо оплатить, отправив чек или денежный перевод по почте. Когда я поинтересовался, какой бы был штраф в случае превышения скорости на 20 – 25 миль, офицер ответил, что у него имеется специальная шкала расчетов. Когда же меня остановил полисмен в Джорджии за аналогичное нарушение, он не смог ответить, какую сумму мне придется платить, так как это должен постановить суд. Через две недели по почте я получил уведомление, что суд присудил мне штраф в размере 120 долларов. Проезжая через Луизиану, друзья предупредили меня, что в этом штате полиция имеет особенность за превышение скорости сажать в тюрьму. Так что здесь, естественно, мы старались не нарушать.

Но самый неприятный инцидент произошел со мной в штате Северная Каролина. Мы отправились посмотреть побережье Атлантического океана, где на песчаной косе находится рыбацкий поселок Devils Hill (Гора Дьявола). По дороге к этому месту мы проезжали через заболоченный лес. Места совершенно дикие. По обе стороны дороги стоят сотни погибших деревьев, утопающих в болотной жиже. Знак ограничения скорости 50 миль в час. Дорога ровная и пустая: ни души, и ни одной машины. Естественно появился соблазн «притопить». Когда скорость достигла 85 миль, вдруг, как будто из болота, появилась машина полиции, которая нас остановила. Из машины вылез полисмен, оказавшийся страшным занудой. Он сказал, что в связи с тем, что мы превысили скорость более чем на 30 миль, он не может выписать штраф, а должен передать дело в суд. На слушание дела я должен явиться лично или прислать адвоката, который будет представлять мои интересы. Я думаю, что не стоит рассказывать, сколько могут стоить услуги адвоката в США. Поскольку слушание дела было назначено через месяц, то и торчать на этой Горе Дьявола или Чертовой горке (вот уж название в десятку) у меня никакого желания не было. К счастью, мир не без добрых людей. Я позвонил своему доброму знакомому, украинскому адвокату из Чикаго, и он по своим каналам нашел коллегу, который взялся решить эту проблему за очень умеренную плату.

Но что я все о грустном. Где же мои позитивные воспоминания. Приехали мы как-то в Нью-Йорк и решили погулять по Манхеттену. Найти бесплатную парковку в этом районе крайне сложно, поскольку платные здесь стоят от 10 до 15 долларов в час. Но, покрутившись по улочкам Манхеттена, мы обнаружили пустое место для парковки, и, поставив автомобиль, отправились гулять. Когда же мы вернулись, на лобовом стекле висело прикрепленное уведомление, что моя машина находится в неположенном месте и мне в течение 15 дней нужно уплатить штраф 95 долларов. Нашему возмущению не было придела. На столбе висел знак, дающий право на парковку, а гораздо выше был установлен еще один, разрешающий остановку только для разгрузки товаров в магазин. Но дело в том, что этот другой знак был закрыт листвой деревьев, и его не было видно. На уведомлении нам сообщалось, что я могу опротестовать этот штраф. Мы сфотографировали этот знак и отправили подробное письмо с фотографиями в департамент полиции. Но через месяц мне пришло новое уведомление, в котором было сказано, что в связи с неуплатой штрафа сумма наказания удваивается и составляет 190 долларов. Я понял, что бороться бесполезно и отправил чек на эту сумму в полицию. Прошел год, и однажды я получил письмо, в котором департамент полиции приносил мне свои извинения и возвращал мне деньги, уплаченные за штраф.

А вот еще одна история, которая вызывает у меня добрые чувства благодарности. Мы с женой путешествовали по пустыням Аризоны. Наш вэн Chevy Venture был заполнен коробками и чемоданами. Жара была градусов под 40 С. Вдруг у нас взрывается заднее колесо. Хорошо еще, машина не перевернулась. Вдоль дороги стояли плакаты, сообщающие приятную информацию о том, что по обочинам и по пустыне ходить запрещено, так как тут водятся в большом количестве гремучие змеи и скорпионы.

Запасное колесо в Chevy было прикреплено к днищу. Я никогда не извлекал его оттуда и честно признаюсь, не знал, как это делается. То есть в теории я знал, что где-то под бампером есть заветная дырочка, в которую надо вставить заветный ключик, и колесо выскочит, а точнее опуститься на землю. Но тут я понял, для того чтобы извлечь необходимые инструменты, мне придется разгрузить полмашины. Когда я начал эту операцию, примерно через 10 минут возле нас остановилась полицейская машина. Вышел офицер, поприветствовал нас и поинтересовался причиной нашей остановки. Узнав, полисмен по телефону связался с ближайшей станцией техобслуживания. В пяти милях от места происшествия находилась небольшая бензозаправка и СТО. К моему удивлению там имелось только одно колесо, которое подходило к нашей машине. Далее полисмен показал, как достать «запаску» и помог ее заменить. Когда же колесо было установлено, он положил пробитое колесо в багажник своей машины и предложил следовать за ним, чтобы нам было легче найти станцию техобслуживания. Прибыв на место, он лично удостоверился о наличии колеса и после этого попрощался с нами. Нас переполняли чувства благодарности к этому человеку. На последок мы подарили ему книгу об Украине и диски «Океан Эльзы» и «Хор им. Веревки».

А вот еще один случай, который произошел со мной зимней ночью в Чикаго. Уже третий день шел снег с дождем, что естественно вызвало обледенение, сложную обстановку на дорогах и обрывы электропередач. Я ехал за город к моим друзьям и планировал по дороге заправиться. Кстати сказать, цены на бензин в центре города гораздо выше, чем на заправках за городом. Но, к моему сожалению, в связи с аварией электропередач целый ряд заправок был закрыт, что поставило меня в критическую ситуацию. Далее дорога шла через лес, и я очень надеялся, что дотяну до заправки на выезде из леса. Но было не суждено. Не доезжая метров 800, машина заглохла и остановилась. Съехав на обочину, включил аварийную мигалку. Что делать? Я позвонил друзьям, которые уже спали, и спросил их совета. Мой друг Николай посоветовал мне идти на заправку, где обязательно продаются канистры на один галлон, специально для таких случаев. Отойдя не более чем на 300 метров, заметил, что рядом с моим вэном стоит полицейская машина и сверкает своими «дискотечными огнями». Быстро возвращаясь назад, я криками предупредил о своем приближении. Когда подошел, полисмен попросил меня положить руки на крышу автомобиля, а затем обыскал меня на предмет оружия.  Проверив мои документы и выяснив причину остановки, он предложил свою помощь – сесть к нему в машину на заднее сиденье, где обычно перевозят задержанных. Должен сказать, что это место ужасно неудобное, сиденья из твердой пластмассы, места для ног очень мало, да и решетка также не создавала уюта. Но выбирать не приходилось. Полисмен довез меня до заправки, где я купил галлон бензина, а затем доставил меня обратно к машине. Когда заливал бензин, его автомобиль стоял сзади с включенной мигалкой, предупреждая проезжающие машины. Подобные примеры внимания со стороны полицейских в США – скорее правило, чем исключение.

Почти двухмиллионная украинская диаспора каждый год, в период с мая по октябрь, проводит фестивали в разных городах Америки и Канады. Мне неоднократно приходилось бывать на этих праздниках, и эти мероприятия всегда проводятся с присутствием полиции. В Детройте, где живет более 60 тысяч украинцев, ежегодно в начале августа в течение трех дней проводится Sunflower Festival (Фестиваль подсолнухов). Украинский центр находится в густонаселенном районе, и посетителям приходится все время пересекать дорогу от паркинга к культурному центру. Так вот, этот участок перехода с двух сторон охраняют две полицейские машины с постоянно включенными мигалками, причем стоят эти автомобили с раннего утра до позднего вечера. Поэтому вполне естественно, что когда я вспоминаю об американской полиции, у меня в памяти возникает больше хороших ассоциаций, чем плохих.

 

Дорога №1

Как-то накануне Рождества мы решили совершить путешествие от Сан-Франциско до Сан-Диего вдоль побережья Калифорнии. Прокладывая маршрут для поездки, мы обратились за советом к нашим друзьям американцам: «Какую дорогу выбирать?» Ответ был категоричен: «Конечно, дорогу №1», и пусть вас не смущает, что это не шикарный хайвей, а всего лишь трасса местного значения, но более живописного пути вы не найдете. В подтверждение этих слов нам показали туристические буклеты, где дорога №1 штата Калифорния именовалась не иначе, как самая красочная дорога в мире.

Естественно, мы сделали поправку на фактор «американской рекламы», где фраза «самый лучший в мире или в Америке» встречаются довольно часто и не всегда соответствует действительности. Например, в Чикаго я видел очень сомнительного вида закусочную, у которой в ассортименте были лучшие хот-доги в Америке, а в Нью-Джерси мне предлагали попробовать лучшую пиццу и спагетти. Но в данном случае мы решили послушаться совета, и отправились в путешествие…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *