Технический прогресс, как одна из составляющих развития человечества, движется вперед. Порою, даже представить страшно, как будут выглядеть транспортные средства, к примеру, через четверть века. Разве могли предвидеть в Японии 34 года тому назад, что их небольшой симпатичный «круглофарый» Colt Lancer в XXI веке эволюционирует до масштабов изысканно грозного и утонченно дерзкого среднеразмерного седана, с магическим окончанием «Икс»? Толи еще будет! Пристигните ремни, взлетаем…
Вспоминать важные исторические моменты всегда приятно и полезно. В далеком 1973 году на экраны тогда еще СССР выходит так горячо любимая нами комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», а фанаты прогрессивной британской рок-группы Pink Floyd получают в свою коллекцию новенький альбом The Dark Side of the Moon (нам, наверное, он больше всего известен благодаря композиции Money). А в это время в стране Восходящего Солнца появился автомобиль с нотками Lancer в гордом названии. В техническом плане машина была выполнена очень интересно, даже по современным меркам. Судите сами: три типа кузова (5-дверный универсал, 2-дверный и 4-дверный седан), двигатели объемом от 1,2 до 1,6 л (всего 12(!) разнообразных вариантов), классический задний привод, дисковые тормозные механизмы на всех колесах и травмобезопасная рулевая колонка…
Первые очертания будущего Mitsubishi Lancer X были показаны во Франкфурте на автосалоне 2005 года, именно тогда широкой публике представили футуристический хетчбэк Mitsubishi Sportback. В его облике компания продемонстрировала новые дизайнерские мотивы для всех последующих моделей Mitsubishi. А чуть позже, на Токийском автосалоне того же года, перед нашими глазами предстает практически предсерийный Lancer следующего 10-го поколения, на этот раз в образе Concept X. Непосредственная премьера седана Mitsubishi Lancer X произошла только в этом году, на автомобильной выставке в Детройте, и с тех пор темпы его продаж неумолимо растут, практически по всему миру. Мы тоже не могли остаться в стороне и удержаться от соблазна «примерять на себя» эту интересную экспрессивную машину. Внимание, перед окнами редакции, сверкая клиновидными гранями, появляется новенький «Мистер Икс»…
Внешность автомобиля так и блещет колоритной спортивностью и динамичной насыщенностью. Глубоко посаженные фары грозно прищурены, а фирменная решетка Jet Fighter, с характерным «отрицательным» наклоном, теперь не даст перепутать новый Mitsubishi ни с одним другим автомобилем. Длинный заостренный капот и короткий багажник придают профилю особой стремительности, а специфический обвес нашего Lancer в комплектации Intense еще более дополняет картину, создавая яркий целостный образ. К слову, новый Lancer X можно приобрести в трех исполнениях: Invite, Invite+ и Intense. В первом случае покупатель получает 1,5-литровый 109-сильный мотор, механическую или автоматическую коробку передач, стальные 16-дюймовые диски, кондиционер и СD-проигрыватель ($21 555 за комплектацию с «механикой» и $22 888 – за «автомат»). В Invite+ входит уже 2,0-литровый 150-сильный двигатель, легкосплавные 16-дюймовые диски, возможность установки в качестве коробки передач клиноременного вариатора, передние противотуманные фары и климат-контроль («механика» – $23 500, автомобиль с вариатором – $25 000). Intense является максимально возможной комплектацией. Помимо аналогичного 2,0-литрового мотора и таких же, как и в Invite+ трансмиссий, основным козырем данной версии является установка стильного аэродинамического обвеса (кроме этого водителя порадуют датчики дождя и света, CD-чейнджер на 6 дисков, подрулевые «лепестки» переключения передач…). Цена автомобиля в данном исполнении составляет $25 200 за комплектацию с механической коробкой переключения передач и $26 700 – за машину с вариатором. На тест-драйв к нам попал 2,0-литровый Lancer X в максимальной комплектации с бесступенчатым вариатором.
Внутри… Удобно устроиться за рулем большого труда не составит. Хотя положение рулевого колеса можно изменить только по высоте, это, на наш взгляд, полностью компенсируется регулируемым по вертикали водительским креслом, кстати, все его настройки исключительно механические. Несовременно – возможно, но тем не мене функционально и однозначно надежно. Еще очень понравился профиль самого сиденья. Его боковая поддержка не мешает удобству при посадке, потому что довольно мягкая, и в тоже время достаточно твердая, дабы удержать тело водителя от перемещений в крутых виражах. К обзорности минимум претензий, в меру высокая посадка и большие зеркала помогают практически сразу правильно «прочитать» как передний, так и задний габариты. Единственное, к чему приходится привыкать – широкие передние стойки, хотя и они в последствии дискомфорта не доставляют.
Приборная панель выполнена аналогично старшему брату Mitsubishi Outlander XL, отличия лишь в материалах исполнения. Декоративная полоса, изготовленная «под карбон», горизонтально разделяет салон на две части. Она опоясывает дверные карты и так же экстравагантно «разрезает» переднюю часть. Теперь аналоговых шкал только две – тахометра и спидометра, которые расположены глубоко на дне, каждая в своем персональном колодце с огненно-красной подсветкой. Между циферблатами пристроился информационный дисплей бортового компьютера, сюда же, помимо выбранной передачи, сигнализатора открытых дверей и температуры «за бортом», выводится показания датчика топлива. Климат-контроль, к сожалению, выполнен в «однозонном» варианте, пассажир не сможет отдельно от водителя регулировать свои «погодные условия». Зато порадовали три логичные крупные рукоятки управления зонами обдува, температурой и скоростью вращения вентилятора. Немного выше этого блока расположился «всеядный» 6-дисковый музыкальный автомат. Если в него «запаковать» все 6 CD, да еще и в mp3 формате, то следующую перезагрузку необходимо будет производить в среднем через 35 часов непрерывного прослушивания музыки, при этом ни одна композиция не повторится… Дисплей мультимедийной системы находится еще выше, в итоге, чтобы считать с него информацию практически не приходится отрывать взгляд от плоскости дороги. Кроме того, понравились клавиши управления музыкой, расположенные на руле, а качество звучания «штатной» акустики, на наш взгляд, вполне устроит даже изысканного слушателя.
Удобству посадки на второй ряд сидений способствует большой дверной проем, особенно в области ступней. Профиль кресел довольно неплохой, а средний из троих пассажиров не будет лишен ни ремня безопасности, ни подголовника. Простор лишь немного ограничен в области перехода задних стоек в крышу, да и это заметит только человек с ростом выше среднего. В спинке, которую можно сложить полностью или по частям, подлокотник с подстаканниками, за которым – лючок для длинномеров.
Багажник откровенно маловат. Только 315 л в походном варианте. Под его фальшполом присоседилась полноразмерное запасное колесо. Сиденья можно разложить, но узкий проем не дает возможность воспользоваться трансформацией «по полной». Это все не просто так. Дело в том, что внутри проходит мощная балка, усиливающая жесткость кузова на изгиб и кручение. Все-таки, в этом автомобиле главное удовольствие от точного и прогнозируемого «руления», а не возможность отвезти на дачу очередной холодильник…
Ходовая часть автомобиля, относительно Lancer прошлого поколения, кардинально не изменилась. Передняя подвеска представляет собой стандартный, независимый пружинный McPherson, а сзади расположилась незатейливая «многорычажка». Кстати, отличительными особенностями 2,0-литровых машин в этой части являются более жесткие амортизаторы, задний стабилизатор и «распорка» под капотом. Тем не менее, «не мягкой» назвать машину язык просто не поворачивается, подвеску явно настроили в угоду большему комфорту.
Заглянем в моторный отсек. Здесь, как уже упоминалось, расположился 2,0-литровый бензиновый 16-клапанный силовой агрегат с алюминиевым блоком цилиндров. Он развивает мощность 150 л. с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент 198 Н·м достигается уже при 4250 об/мин. Двигатель снабжен системой изменения фаз газораспределения и высоты открытия клапанов MIVEC, благодаря чему осуществляется немалая экономия топлива и возрастает продуктивность работы самого мотора. В паре с ним работает «6-ступенчатый» вариатор CVT INVECS-III, в результате – плавность хода налицо. Дело в том, что по своей сути клиноременный вариатор не имеет постоянных передаточных чисел, это значение постоянно меняется, в зависимости от дорожных условий и «загруженности» двигателя. Таким образом, «умная» коробка не только берет на себя львиную часть нагрузок, что позволяет добиться оптимальной работы двигателя, а, кроме того, еще больше помогает экономить топливо.
Давайте наконец-то прокатимся. Первым делом очень хочется перевести «автомат» в ручной режим и побаловаться подрулевыми «лепестками» переключения передач, а кому не хочется почувствовать себя пилотом «Формулы-1»? Но сначала давайте проверим баснословную плавность «вариатора». Действительно, после обычной автоматической коробки передач разница довольно очевидна. При неспешном режиме движения и не особо активной работе педалью газа, стрелка тахометра замирает где-то за 4000 об/мин, а машина все так же неспешно продолжает разгоняться. Но почувствовать какие-либо толчки, якобы свидетельствующие о переключении на высшую передачу, действительно невозможно.
Ручной режим тоже по-своему интересен и оригинален. В данном случае очень эффективно производить как торможение «двигателем», так и резкое ускорение. А при маневре «газ в пол» от автомобиля ожидаешь немного большего, тем не менее через 10,5 секунды стрелка спидометра достигает отметки 100 км/ч, что при снаряженной массе 1355 кг вполне неплохо. Вовремя остановить автомобиль помогают дисковые тормоза всех колес и различные электронные системы-помощники (ABS, EBD, Brake Assist). Сам процесс остановки происходит довольно прогнозируемо, усилие на педаль небольшое.
Еще бы хотелось замолвить слово о безопасности. Количество машин на наших дорогах увеличивается с каждым днем, а качество дорожного покрытия и «навыки» некоторых водителей нередко требуют значительной доработки. Поэтому значения пассивной и активной безопасности эксплуатируемых нами автомобилей обретает все более важные горизонты. Сегодня давайте обратимся к результатам теста Mitsubishi Lancer X, проведенного авторитетным американским управлением по безопасности дорожного движения NHTSA. Методика предусматривает лобовой и боковой удары, а также оценку склонности к опрокидыванию. По результатам замеров выставляется итоговая оценка в каждой «дисциплине» (максимально безопасный результат – пять «звезд»). Итак, на испытания был взят серийный автомобиль с коленной подушкой водителя, фронтальными и боковыми подушками безопасности (в точности как на тестируемой нами машине). При фронтальном ударе безопасность водителя оценена в пять «звезд», а пассажира – в четыре. В момент бокового удара водитель защищен опять же на «5», а сидящий за ним пассажир – на «4». За склонность к опрокидыванию американские специалисты поставили Lancer твердую «четверку», что, в принципе, является среднестатистическим значением для автомобилей данного класса. Итак, господа, выводы и выбор, как говорится, делать вам, но звезды говорят сами за себя…