Самолетом, автомобилем, кораблем!

Во втором и третьем номерах нашего журнала мы уже начали рассказ о таких средиземноморских портах, как Барселона и Вильфранш. Теперь нам бы хотелось рассказать об итальянской части нашего круиза.

Проснувшись рано утром, выходим на палубу, чтобы полюбоваться утренним солнышком, восходящим над Лигурийским побережьем Италии. Наш лайнер причалил в порт Ливорно – небольшого промышленного и торгового города на западном краю провинции Тоскана. Отсюда и началась экскурсия в популярные итальянские города – Пизу и Флоренцию. Дорога от Ливорно до Пизы очень живописна, ведь недаром Тоскана считается самой красивой областью Италии.

Первая остановка в Пизе – маленьком городе в западной Тоскании, население которого составляет около ста тысяч человек. Он известен всему миру благодаря «Падающей башне», но здесь намного больше интересных для посещения мест. Пиза была основана три тысячи лет тому назад как приморское поселение и только к XI столетию стала богатым городом. В 1085 году сформировали Пизанскую республику, ставшую первой итальянской морской державой. Она установила свой контроль над Корсикой и Сардинией и создала торговые колонии во многих портах Средиземного моря.

Самая посещаемая достопримечательность в Пизе – прекрасный соборный комплекс на Пьяцца деи Мираколи (Piazza dei Miracoli). Он включает огромный собор (Duomo), соборную колокольню – кампанила, круглый баптистерий (Battistero) – очень большой во всей Италии и Кампосанто (Camposanto), также известно как «Святое поле». Пьяцца деи Мираколи в переводе с итальянского обозначает «Поле чудес». Это место сказочно воздействует на всех посетителей, перенося их на тысячи лет назад в средневековую Италию. Дыхание захватывает при созерцании величественных зданий, выполненных из сверкающего на солнце белого мрамора, на фоне травы изумрудно-зеленого цвета. В архитектуре этих сооружений соединены мавританский, готический и романский стили, создающие незабываемый образ «Поля чудес» в Пизе. Невозможно не сфотографироваться возле каждого сооружения, памятника, фрески и, конечно же, около «падающей башни» (Torre pendentе di Pisa). Строительство кампанилы было начато в 1173 году, но, к сожалению, башня стала клониться набок сразу после возведения первого этажа. Инженер Бонано Пизано пытался найти путь сохранения вертикального положения башни, строя каждый новый этаж здания чуть выше с одной стороны, но это не помогло. Работы приостановили до 1275 года, когда гениальный архитектор Джованни ди Симоне попытался выпрямить колокольню за счет того, что возводил каждый последующий этаж с соблюдением вертикали. Именно благодаря его идеи, мы теперь имеем возможность любоваться этой потрясающей постройкой. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,70 м на самой высокой, а текущий наклон – около 5,5 градусов, то есть примерно 4,5 м от вертикали.

Следующее интересное здание, располагающееся на территории «Поля чудес», – баптистерий. Его окружность составляет 104 м, а высота – почти 55 м. Находится он рядом с собором баптистерий и дополняет ансамбль площади. Строительство было начато в 1153 году Диоитисалви, который был ответственен за предание строению формы барабана в романском стиле. Кстати, им оставлено имя на колонне возле двери баптистерии. Баптистерий – это здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри обязательно размещается купель, куда окунаются и взрослые люди для крещения. Прошло более ста лет с момента начала строительства баптистерий, прежде чем была завершена работа над верхними этажами и добавлена большая колокольня. Интерьер довольно простой, особого внимания заслуживает кафедра работы Николо Пизано, выполненная в 1260 году, и массивная купель. Но нас поразила больше всего акустика: внутри здания создается такое эхо, что можно только представить себе то действо, когда в баптистерии поет хор.

 

 

Органично дополнит картину здание «Поле чудес» – собор, щедро одетый в мрамор и богато украшенный. Его строительство началось в 1093 году. Ведущим архитектором был Бускетто, который похоронен в последней глухой арке левой стороны фасада, выполненной его последователем Райнальдо. Прекрасная мраморная главная лицевая сторона собора вобрала в себя все элементы буржуазного романского стиля с нотками собственно пизанского. Входные двери сделаны Бонано Пизано из бронзы во время его работы над «падающей башней». Их назвали двери Св. Раньери. На стенах собора сохранились средневековые фрески, одна из которых рассказывает об эпидемии чумы, опустошившей весь город в 1348 году. С северной стороны от собора располагается Кампосанто – большое кладбище, ограниченное высокими стенами. Оно было заложено в 1278 году и является одним из самых красивых в мире. Рядом с «Полем чудес» множество сувенирных лавок. Не забудьте привести домой маленькую «падающую башню».

Замечательно проведя время в Пизе, держим путь в столицу Тосканы – Флоренцию. В этом месте экскурсионный автобус оставил нас на набережной реки Арно, возле Национальной библиотеки, откуда мы и начали знакомство с Флоренцией – древним городом. Следы первых поселений на берегу Арно датируются концом 4000 началом 3000 годов до н. э., а в V веке до н. э. этруски заложили на холме город Фьезоле, который позже переименовали во Флоренцию (Florentia) именем богини Флоры, так как день основания совпадает с датой празднества в ее честь. Наибольшего расцвета этот край достиг в эпоху Возрождения в годы правления Медичи, особенно Козимо таршего и его внука Лоренцо Великолепного. Тут все дышит многовековой историей: величественные соборы, огромные дворцы, многочисленные музеи, узкие каменные улицы, потрясающая архитектура.

Обойдя Национальную библиотеку, попадаем на прекрасную площадь во Флоренции – Санта Кроче (Piazza Santa Croce), где располагается великолепная церковь Санта Кроче (Santa Croce), что в переводе означает церковь «Святого креста». На площади в Средние века выступали францисканские проповедники. Здесь сохранились старинные дворцы, вторые этажи которых опираются на средневековые консольные выступы. Эту церковь считают очень большим францисканским храмом Италии, построенным в готическом стиле. Ее автором является выдающийся итальянский скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио. Строительство было начато в 1294 году. Возвышенная атмосфера создается благодаря оригинальным витражам. Санта Кроче можно сравнить с Пантеоном в Париже, ведь на полу расположены более 270 надгробных плит, а по стенам укреплены мемориальные доски с именами. В церкви покоится прах Микеланджело и установлены надгробные памятники Данте и Никколо Макиавелли. Согласно традиции тут хоронили выдающихся деятелей страны, но, к сожалению, только мужчин. Так почти у самого входа в церковь был захоронен Галилео Галилей. Знатные семьи в XIV веке заказывали художникам фрески для украшения капелл храма – это был период расцвета живописи готики. Заслуживают особого внимания работы основателя итальянской школы живописи Джотто ди Бондоне в капеллах Барди и Перуцци. Для фресок он выбрал сюжеты из жизни Св. Франциска Ассизского, Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна. Аньоло Гадди в капелле Маджоре написал фреску «Легенда о Святом Кресте», которая и связана с названием церкви. Его отец – выдающийся итальянский художник Таддео Гадди – написал «Благовещение пастухам» в капелле Барончелли. Он был первым, кто решился на изображение ночной сцены на фреске. Нас же поразило деревянное Распятие, выполненное молодым Донателло в одной из капелл церкви и майолика великого Луки дела Роббиа в капелле Пацци.

Далее попадаем в светский центр Флоренции – площадь Синьории (Piazza della Signoria). Пройдя по узким средневековым улицам, на которых всегда много туристов,  оказываемся на небольшой площади, над которой возвышается башня монументального Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio). На этом месте по велению герцогов Медичи были установлены фонтан Нептуна и конная статуя Козимо I. Строительство Палаццо Веккьо в готическом стиле было начато в 1298 году. Проект предусматривал четкие формы, поэтому в плане данное здание прямоугольное с галереями и башней. На башне высотой 94 м установили в 1667 году часы, которые, представьте себе, до сих пор ходят. Войдя внутрь дворца, вы попадаете во внутренний двор, стены которого по случаю бракосочетания Франческо Медичи с Иоганной Австрийской Вазари украсил видами Вены, Линца и Граца. Козимо І дал придворному архитектору Вазари задание перестроить дворец в пышную и в то же время величественную резиденцию великих герцогов. Это удалось наилучшим образом. Были уничтожены все следы, напоминавшие о годах республиканского правления. Картины, размещенные в зале, должны демонстрировать могущество и славу герцога и его государства. Чудесный Зал стихий украшен аллегорическими фигурками, изображающими воздух, землю, огонь и воду. Обязательно посетите кабинет Франческо І и богато оформленный Зал льва 10. Восхищает также  вид из лоджетты дворца на город. Незабываемые апартаменты Элеоноры Толедской, супруги Козимо І, расписаны тоже Вазари. В чудном Зале лилий на потолке изображен герб французских графов Анжу в виде золотого цветка лилии на синем фоне и установлена скульптура Донателло Юдифь и Олоферн. А в Зале географических карт собрана коллекция старинных карт.

Интересна история происхождения названия Палаццо Веккьо, что в переводе означает «Старый дворец». Когда в 1299 году это здание служило правительству, в нем заседали приоры. Его называли Палаццо-Ново, то есть Новый дворец, а прежнее правительственное здание Барджелло стало Старым дворцом. В XV веке правители коммуны объявили себя синьорами и переименовали Палаццо-Ново в Палаццо делла Синьория, одновременно дав название площади перед дворцом. Но на этом история не заканчивается, сооружение становится Палаццо Дукале (резиденция герцога) после обоснования здесь великого герцога Тосканского Козимо І в 1540 году. Уже в 1565 году он переезжает в резиденцию Питти, а дворец теперь считается Старым дворцом – Палаццо Веккьо. Вот такая запутанная история.

Рядом с Палаццо Веккьо на площади Синьории разместилась Лоджия Синьории. Ее также называют Лоджия Орканьи (предположительно, именно он был автором этого проекта) или Лоджия Ланци – в память о ландскнехтах, наемных солдатах охранявших великого герцога Тосканского Козимо І. Изначально она была задумана как Зал торжественных приемов и заседаний Синьории, но Козимо І отдал в распоряжение скульпторам, превратившим ее в музей под открытым небом. Это типично готическое строение восхищает легкостью и изящностью форм. Здесь представлены работа Бенвенуто Челлини – Персей, держащий отрубленную голову Медузы Горгоны; скульптурная группа Джамболоньи «Похищение сабинянок», его работа Геркулес и Кентавр и другие интересные античные скульптуры.

Тщательно изучив площадь Синьории, проходим по самой оживленной улице Виа де Кальцайоли (Via de Calzaiuoli) в исторический центр Флоренции – площадь Св. Джованни (Piazza S. Giovanni), примыкающую к Соборной площади (Piazza del Duomo). Именно здесь находятся самые основные достопримечательности Флоренции: баптистерий, собор Санта Мария дель Фьоре и музей. Каждого, кто впервые попадает во Флоренцию, поражает грандиозность строения колокольни Джотто и Баптистерия. Баптистерий – одно из старейших зданий города, восьмигранная крещальня была построена между IV и VIII веками. Это величайшее творение флорентийского зодчества. Совершенство и гармония форм, четко очерченные линии позволяют причислить его к мировым памятникам архитектуры и искусства. Изумительно выглядит богатая мраморная облицовка внутренних стен Баптистерии, выдержанная в византийском стиле мозаика геометрических узоров пола и, конечно же, восхитительная мозаика апсиды и купола, выполненные венецианскими мастерами в XIII веке. Над апсидой изображена сцена Страшного суда с грандиозной фигурой Христа. Полное название Баптистерия – Баптистерий cв. Иоанна Крестителя (Сан Джованни Батиста), ведь жители Флоренции считают его своим покровителем. Поэтому многие фрески представляют сцены из жизни Иоанна Крестителя. С трех сторон крестильни расположены бронзовые двери потрясающей работы. Южный портал был выполнен Андреа Пизано в 1330 году. На нем представлено 28 рельефов на темы жития Иоанна Крестителя. Запоминается сцена крещения Иисуса Христа в реке Иордан. На Северном портале Лоренцо Гиберти изобразил эпизоды из Нового Завета. Он также выполнил картину «Крещение Иисуса» по подобию работы Пизано. Самым знаменитым является Восточный портал, расположенный напротив Собора. Микеланджело настолько поразила работа Гиберти, что он дал им название «Врата Рая». Лоренцо Гиберти использовал десять рельефов на темы из Ветхого Завета для украшения Восточных ворот. Эти «Врата Рая» намного богаче в художественном плане, чем Северный портал.

От Баптистерия проходим к величественному собору Санта Мария дель Фьоре (Santa Maria del Fiore). Примечательна история его строительства. Флоренция не могла согласиться, что ее соперница Пиза уже в XI веке заложила фундамент собственного собора, а соборы в Сиене и Лукке были построены соответственно в XII и начале XIII века. А во Флоренции кафедральным собором служила древняя церковь Санта-Репарта. В 1294 году архитектору Арнольфо ди Камбио поручили воздвигнуть величественный храм на месте старой церкви. Задание было выполнено наилучшим образом, на момент завершения постройки в 1434 году собор стал самым большим в Европе. Его длина составляет 153 м, а ширина – 38 м. На сегодняшний день длина центрального нефа уступает лишь собору Св. Петра в Риме и собору Св. Павла в Лондоне. В 1412 году название Санта-Репарта было изменено на Санта Мария дель Фьоре, намекая на флорентийскую геральдическую лилию. Фасад собора был облицован мрамором лишь в середине XIX века, тогда использовался белоснежный каррарский, зеленый из Прато и розовый из Мареммы. Купол собора стал символом города. Его называют в честь автора – куполом Брунеллески. Восьмигранный, состоящий из двух оболочек, он опирается на высокий барабан. Прочности конструкции удалось добиться благодаря изгибу угловых ребер и кладке кирпичей, которые располагали с наклоном внутрь. Диаметр купола – 42 м, он увенчан мраморным фонарем в форме маленького купола. Высота собора от земли до шара составляет 107 м. Достойны внимания фрески в подкупольном пространстве работы Вазари и его ученика Дзуккари, изображающие фрагменты Страшного суда, а также чудесные окна барабана, выполненные по проектам таких знаменитых художников эпохи Возрождения, как Донателло, Паоло Уччелло и Лоренцо Гиберти. Майолики собора были созданы известным Лукка делла Роббиа. Интересен тот факт, что в 1465 году, в двухсотую годовщину со дня рождения Данте Алигьери, была создана фреска «Данте и его Божественная комедия», хотя при жизни поэт был изгнан из города и только после смерти оправдан. После смерти Арнольфо ди Камбио строительство собора было поручено Джотто, который свое внимание сконцентрировался на возведении колокольни, которую теперь называют в его честь. Именно ему принадлежала идея использовать восьмигранные пилястры и трехцветный декор, которую использовал позже и в отделке всего собора. Высота колокольни – 84,7 м, но подняться на нее стоит, отсюда открывается незабываемый вид на город.

За собором Санта Мария дель Фьоре располагается Музей собора, где собраны как материалы о строительстве собора и Баптистерия, так и известные произведения искусства. Среди них Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело, 16 статуй пророков, 2 хора работы Донателло и Луки делла Робиа. Особого внимания заслуживают скульптура Арнольфо ди Камбио с фасада собора и подлинники медальонов с колокольни Джотто.

От площади собора проходим дальше к площади Республики (Piazza della Republica). На этом месте находился когда-то древнеримский форум, а в Средние века это было настоящее «сердце» города. Свой современный облик площадь приобрела лишь в 1887 году после основательной реконструкции. Здесь можно передохнуть в одном из известных кафе под названием Guibbe Rose, где в начале XX века любили встречаться художники, а в период фашизма это было место встречи оппозиции. Прогуливаясь по историческому центру, незаметно выходим на набережную реки Арно, откуда открывается чудесный вид на Флоренцию и мосты города. Попадаем на самый старый мост, который так и называется Понте Веккьо (Ponte Veccio). Он был сооружен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванте. Замечательно, что по обеим его сторонам тянется череда домов. Начиная с XVI века, обычные лавки моста превратились в ювелирные магазинчики и мастерские. А над зданиями построен Коридор Вазари, названный так в честь архитектора, создавшего его, для того чтобы Козимо І мог спокойно проходить из Палаццо Веккьо во Дворец Питти. Обязательно пройдите через мост, и приобретите сувенир на память о поездке во Флоренцию.

Покидая дивный город, переезжаем на другой берег реки Арно. Поднимаемся на холм и делаем остановку на Пьяццале Микеланджело (Piazzale Michelangelo), чтобы еще раз бросить взор и насладиться захватывающим видом на центр Флоренции с ее прекрасными соборами, церквями и домами с красной черепицей.

Утро следующего дня ожидало нас,  чтобы познакомить с еще одним городком Чивитавекья (Civitavechia). Находящийся в предместье Рима, он, по сути, выполняет функции порта столицы Италии. Еще не успев сойти с трапа, мы поняли, что день сегодня предстоит «жаркий». Температура воздуха была прекрасной для экскурсий, не выше 20°С, но мы увидели у причала в порту кроме нашего громадного лайнера, еще шесть круизных лайнеров разных размеров. Тяжело было представить, как сейчас все эти толпы туристов начнут изучения «вечного города». Рядом с нашим судном мы разглядели небольшой 10-ти палубный теплоход Delphin, в котором сразу же узнали бывшее украинское судно «Белоруссия». Теперь этот корабль, как и многие другие, является собственностью немецкой круизной компании.

Нас встретил приветливый экскурсовод и сразу предложил схему, благодаря которой мы сможем попытаться увидеть Рим за один день. Итак, напомним, что Рим, состоит из центра и пригородов и ему уже почти четыре тысячи лет. Для того чтобы осмотреть все памятники истории и архитектуры, расположенные во всех этих районах, потребуется, по меньшей мере, неделя. В нашем распоряжении, к сожалению, всего один день. Поэтому изучение Рима запланировано, как комбинация самостоятельной пешеходной и автобусной обзорной экскурсий. Для осуществления первой части нам рекомендуют совершить пешеходную прогулку от базилики Св. Петра (Basilica di San Pietro) до Фонтана Треви (Fontana di Trevi), а дальше продолжить экскурсию от площади Испании (Piazza di Spagna) к Колизею (Colosseo). Начнем свое знакомство с Римом от площади Cв. Петра. Самым известным строением в мире на площади является собор Св. Петра, или базилика Cв. Петра. Площадь обрамляет колоннада, ширина которой составляет 17 м. Она образована четырьмя рядами дорических и тосканских колон, работы известного архитектора Лоренцо Бернини. Строительство было завершено в 1667 году, Бернини разместил на колоннаде сто сорок статуй святых. Представьте себе 284 гигантских колонны! Когда смотришь на них из центра площади, они кажутся единым рядом.

В центре площади привлекает внимание египетский обелиск. Его перенесли сюда еще в 1586 году и, по некоторым данным, для его установки потребовалось около 900 человек. Этот монумент был привезен сюда из Египта, из Цирка Нерона. Острие обелиска хранит священную реликвию: кусочек Христова креста. Проектированием собора Св. Петра занимался Донато Браманте, а величественный купол собора был возведен по проекту Микеланджело. Его высота составляет 119 м. Над фасадом собора трудился известный архитектор Карло Мадерна, а 140 статуй на балюстраде и 13 фигур на базилике были созданы учениками Бернини. Длина боковых приделов собора составляет 76 м, что делает его самым большим в мире. Интерьер базилики поражает своим великолепием. В центре перед алтарем – балдахин работы Бернини. Но самая известная скульптурная композиция собора – шедевр Микеланджело под названием «Пьета». Это единственная работа мастера, на которой он вырезал свою подпись. Несмотря на то что в соборе всегда много посетителей, чувствуешь себя комфортно и просторно. Если вы хотите увидеть самого папу и получить его благословение, то нужно прийти к собору в воскресенье в полдень, когда он читает проповедь с балкона третьего этажа, где находятся его апартаменты.

Продолжаем нашу прогулку: покидая Ватикан, движемся в сторону реки Тибр и скоро видим мощное военное укрепление – замок Сант-Анжело (Castel Sant’Angelo). Замок, расположенный в центральной части Рима, был изначально построен императором Адрианом в 139 году как мавзолей. Позднее это сооружение стало частью Аврелианской стены, а со временем и укрепленной крепостью, которой не раз приходилось защищать Рим в его не лучшие времена от северных захватчиков, которые неоднократно совершали варварские нападения с масштабными грабежами. Свое нынешнее название крепость получила от папы Григория Великого, после того, как в 590 году он увидел ангела, возвестившего об окончании эпидемии чумы. Замок благодаря своим мощным оборонительным сооружениям позволял контролировать стратегически самую важную зону Рима. Крепость ни разу не была взята ни во время нападения на Рим французского короля Карла VIII в 1494 году, ни во время грабительского нападения коннетабля Бурбона в 1527 году, когда стены замка просто спасли жизнь папе Климентию.

 

 

Мы идем дальше по прекрасному мосту через Тибр. Он ведет от укрепления и называется так же, как и замок –  Сант-Анжело (Ponte Sant’Angelo). И это не случайно, ведь мост не перестраивался на протяжении пятнадцати веков, а построил его император Адриан одновременно с мавзолеем! Прекрасные скульптуры, украшающие мост, были добавлены Бернини и его учениками после его реконструкции. Полюбовавшись самым красивым мостом через Тибр, которому уже почти 2000 лет, мы направляемся к знаменитой площади Пьяцца Навона (Piazza Navona), которая расположена на месте древнего ипподрома, построенного императором Домицианом (I век до н. э). До сегодняшнего дня площадь донесла свою первоначальную форму. Ее окружают здания в стиле барокко. Безусловной доминантой площади является фонтан Четырех рек (Fontana Quattro Fiumi). Прекрасные статуи, работы Бернини, олицетворяют Дунай, Ла-Плату, Ганг и Нил. В то время, когда был сооружен фонтан, исток Нила еще не был обнаружен, поэтому скульптура Нила изображена с повязкой на глазах.

Южную сторону площади украшает другой фонтан в виде скульптуры бога моря Нептуна. На площади Навона расположены несколько церквей: церковь Сант Аньезе, церковь Санта Мария дель Анима, церковь Санта Мария делла Паче, где можно увидеть картину Рафаэля «Четыре Сивиллы». На площади всегда много туристов, художников и торговцев сувенирами, а кафе переполнены посетителями. Поэтому если появилось желание передохнуть и выпить чашечку эспрессо, то рекомендуем свернуть в одну из тихих боковых улиц, отходящих от площади, где тоже много ресторанов и кафетериев.

 

 

Следующим пунктом нашей экскурсии выбираем Пантеон – шедевр античной архитектуры. Его возвели при императоре Адриане еще в начале II века и посвятили различным богам планет. Уникальное сооружение: диаметр купола составляет 43,3 м, форма которого вдохновила Микеланджело на создание подобного для собора Св. Петра. В Пантеоне хоронили итальянских королей и известных художников. Само здание поражает хорошим состоянием, несмотря на столь древний возраст. Внутри создается ощущение огромного пространства благодаря естественному свету из большого круглого отверстия, что находится в центре купола…

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 05' 2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *