Психологические аспекты большого перелома

 

Команда McLaren с честью выдержала предложенный Red Bull в первой трети сезона темп. Несмотря на явное превосходство «красных быков» в скорости (о чем свидетельствовали, хотя бы, беспрерывные победы «конюшни» в квалификациях), никто в «серебряных стрелах» не опускал руки, так что гонщики – и Льюис Хэмильтон, и Дженсон Баттон — продолжали все это время находиться у конкурентов буквально «на хвосте», хищно дожидаясь, пока один из пилотов-соперников допустит свою очередную ошибку. Те, в свою очередь, были отнюдь не безгрешны. Таким образом, пребывая все это время на расстоянии одного удара и постоянно работая над усовершенствованием боевых болидов, британская команда дождалась своего шанса и дважды обыграла Red Bull – в Турции и Канаде, сделав два дубля кряду, позволивших McLaren отобрать лидерство и в личном зачете, и в Кубке конструкторов.

Мог случиться и своеобразный хет-трик, если бы не практически идеальная, поистине академическая гонка Себастьяна Феттеля в Испании. Однако позиции «красных быков» не смогла пошатнуть даже победа молодого немца в Валенсии на Гран-при Европы: сладкая британская парочка финишировала вслед за немцем, взойдя с ним на подиум. «Серебряным стрелам» удалось создать мощный фундамент для того, чтобы провести вторую часть сезона если не в качестве первого номера, то, как минимум, на равных с «красными быками».

Отметим, что, невзирая на декларируемое равенство пилотов, McLaren в победных для себя Гран-при отчетливо продемонстрировал, что будет делать ставку на своего воспитанника Льюиса Хэмильтона, включив в отношении действующего чемпиона мира Дженсона Баттона, такую себе ненавязчивую командную тактику. Последний, к слову, в своих интервью говорит вовсе не как человек, согласившийся на роль «второго номера», и даже иногда позволяет себе колкости в адрес партнера по команде. «Конюшня» же ведет себя на публике весьма толерантно, выступая в роли третейского судьи, мягко успокаивая пилотов и заявляя о единстве внутри их британского коллектива.

На практике за фасадом корпоративного благополучия McLaren мы имеем несколько иную картину: гонщики не общаются за пределами гоночной трассы, а Льюис Хэмильтон всегда получает гандикап перед своим партнером во время самой гонки.

Позволим себе крамольную мысль: Дженсон Баттон, даже будучи действующим чемпионом мира, прекрасно осознает две вещи – в свои тридцать лет он вряд ли может рассчитывать на те финансовые и спортивные условия в виде сильного болида в какой-то любой другой команде, кроме как в McLaren. Поэтому британец вынужден крепиться и терпеть, сражаясь не только с командами-соперницами, но и с созданными ему условиями в «серебряных стрелах». С другой стороны, все, что не убивает, делает нас сильнее. Подобные трудности лишь закаляют пилотов и добавляют им поклонников, так что каждая новая победа Дженсона Баттона однозначно будет восприниматься с большим восторгом, чем успехи Льюиса Хэмильтона.

И тут, как нам кажется, стоит поговорить о некоторых психологических аспектах. В Red Bull сложилась уникальная по своей нелогичности ситуация с распределением ролей среди пилотов. Так, если в «серебряных стрелах» ставка на Льюиса Хэмильтона обуславливается все же более высоким классом (можете расценивать это как субъективную точку зрения автора, но все же…) бывшего чемпиона мира по сравнению с чемпионом нынешним, то вот статус первого пилота команды Себастьян Феттель пока не оправдывает (победа в Испании на фоне общей нестабильности выглядит скорее как временное озарение, но никак не повод говорить о том, что сегодня он превосходит того же Льюиса Хэмильтона), вновь и вновь заставляя задуматься, что этот молодой и очень талантливый немец под давлением слишком уж больших надежд переживает не лучшие времена.

Таким образом, за неимением возможности тянуть Себастьяна Феттеля, «красные быки» были вынуждены выпустить Марка Веббера в «свободное плавание», позволив ему нарушать командную тактику, что вскоре дало свои результаты. И именно австралиец сегодня бьется, как говорится, и за себя, и за того парня, защищая цвета Red Bull в чемпионской гонке, пока в команде ждут, что Себастьяна Феттеля вот-вот прорвет…

Отчетное Гран-при Европы превратилось для австралийца в сущий кошмар, и он должен был покинуть гонку из-за череды фатальных казусов: сначала на пит-стопе не смогли нормально «обслужить» его машину, а потом и вовсе столкновение… Да и стоит признать, что Марк Веббер, при всей своей стабильности и опыте все же не чемпионский пилот, большую часть своей карьеры, стартовавшей в 2002 году, провел на вторых ролях, нередко выступая в качестве кругового пилота для лидеров – Михаэля Шумахера, Фернандо Алонсо, Кими Ряйкконена, но никак не претендуя хотя бы на место на подиуме (за семь сезонов до новой эры «красных быков» у него таких было «аж» два). Поэтому многим все еще не верится, что австралиец, которому через пару месяцев исполнится уже 34 года, способен совершить невозможное, и разбить двух звезд McLaren в битве за чемпионство, которое обещает быть самым сенсационным за последнее десятилетие. Однако давайте будем оптимистами, ведь присутствие этого пилота в числе претендентов на победу в сезоне, безусловно, является одной из главных интриг чемпионата мира.

Закрывая тему Марка Веббера, увы для него, хочется вспомнить примеры таких же как и он «черных лошадок», внезапно вклинивающихся в борьбу за чемпионский титул – это и Эдди Ирвайн, и Фелипе Масса, и Рубенс Баррикелло. Всех их объединяет одно – никто из них так и не был чемпионом мира. С другой стороны, напряженная обстановка внутри McLaren, скорее, играет на руку как самим пилотам, так и «конюшни».

Все же автомобильный спорт – это не футбол, где на первом месте стоит командная игра, и в «Формуле-1» зачастую на первое место выходит здоровый эгоизм, вдохновляющий пилота на борьбу, тем более, если твой главный враг – твой же партнер. Главное в данной ситуации – не перегибать палку, потому что и Льюис Хэмильтон, и Дженсон Баттон в последних гонках продемонстрировали, что готовы ради собственной победы практически на все, отчего, когда эти парни начинали «лобовое» сражение, болельщики «серебряных стрел» в ужасе замирали в ожидании фатального столкновения…

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 07' 2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *