Оппозитный двигатель

Для марки Subaru двигатели являются не только параметром или характеристикой, они отображают часть характера моделей. На всех продающихся в Украине автомобилях Subaru установлен оппозитный двигатель. Почему его называют именно так, и в чем его особенности? Давайте разберемся.

Оппозитный двигатель (он же «плоский», горизонтально-оппозитный) – поршневой двигатель внутреннего сгорания с оппозитно расположенными цилиндрами, между которыми проходит коленчатый вал. Этот двигатель можно также представить как двухрядный V-образный мотор с углом развала цилиндров в 180 градусов.

Специалисты разделяют два типа оппозитных моторов. «Боксер» – оппозитный двигатель, в котором соседние противоположные поршни достигают крайней (ближней иди дальней от коленчатого вала) мертвой точки одновременно. И V-образный мотор с углом развала цилиндров 180 градусов – в данном случае противоположные поршни достигают крайней мертвой точки не одновременно, а через пол-оборота коленчатого вала.

Так в чем же преимущества такого расположения цилиндров? Плоский мотор проще «уложить» в нижнюю часть моторного отсека, что позволит понизить центр масс – как следствие улучшить устойчивость и управляемость. Оппозитные двигатели менее вибронагруженные, нежели рядные или V-образные. 6-цилиндровые «оппозитники», как и рядные, не требуют противовесов на коленчатом вале и являются изначально полностью сбалансированными. Кроме того, учитывая, что оппозитные моторы всегда устанавливаются продольно, конструкторам важна их небольшая длина относительно однорядных двигателей. Есть и несущественные недостатки: ширина моторного отсека должна быть достаточно большой, а элементы рулевого управления и управляемые колеса соответственно скомпонованы.

Если сравнивать переднеприводные автомобили, то разработка поперечно установленного V-образного 6-цилиндрового мотора дешевле, нежели продольно установленного оппозитного. Но учитывая то, что в последнем случае мотор стоит перед передней осью, а коробка передач за ней, значительно упрощается (и соответственно удешевляется) «расширение» до полноприводной трансмиссии. Конструкторам остается лишь добавить второй вал выходящий из коробки передач к задней оси, а не решать сложные компоновочные задачи.

На 78-м Женевском автосалоне (см. «Тест-Драйв» №4 за 2008 г.) компания Subaru представила первый в мире турбодизель с оппозитной компоновкой. Новейший 4-цилиндровый 2,0-литровый мотор устанавливается на модели Legacy и развивает 150 л. с. при 3600 об/мин, а максимальный крутящий момент в 350 Н·м доступен уже при 1800 об/мин. Хорошую эластичность обеспечивает турбонагнетатель с изменяемой геометрией, а система питания Common rail позволила достичь хороших показателей экономичности и экологичности.

На данный момент в гамме моделей Subaru применяются оппозитные агрегаты различных объемов. Моторы могут быть четырех либо шестицилиндровые, с турбонаддувом, либо атмосферные. Открывает линейку 1,5-литровый 105-сильный двигатель от Impreza, а завершает линейку «турбосердце» WRX STi: с 2,5 л рабочего объема снимается 300 л. с.

Двигатели зарекомендовали себя неприхотливыми и надежными, а японские инженеры достаточно давно избавили их от «детских болезней». Зачастую моторы радуют владельцев хорошими мощностными показателями и топливной экономичностью, а на сервис приходится заезжать лишь для регламентных работ.

И напоследок, не стоит забывать о потрясающем и неповторимом звуковом сопровождении таких моторов. Услышав хоть раз рокот «оппозитника», автолюбителю захочется прокрутить этот момент вновь и вновь.

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 05' 2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *