Страницы истории Bugatti EB110: технологический шедевр

Конец 80-х и начало 90-х годов отметились всплеском в сегменте экзотических спортивных купе. Мир увидели сразу несколько моделей с фантастическим дизайном и впечатляющими характеристиками. Это и легендарный Ferrari F40, и сверхскоростной McLaren F1, а еще Lamborghini Diablo, Porsche 959, Jaguar XJ220, Vector W8. Именно тогда появился и невероятный Bugatti EB110, во многом опередивший время. Трудно поверить, что это высокотехнологичное купе в нынешнем году празднует свое 30-летие.

Прототип Bugatti EB110 авторства Марчелло Гандини

Прототип Bugatti EB110 авторства Марчелло Гандини

Именно с Bugatti EB110 началось возрождение знаменитой марки, обанкротившейся в послевоенное время. В 1986 году итальянский бизнесмен Романо Артиоли приобрел права на Bugatti и начал строительство современной фабрики. Примечательно, что выпускать автомобили решили не во Франции (где собирали Bugatti в довоенный период), а в Италии – на родине Этторе Бугатти.

Серийный Bugatti EB110 1992 года

Серийный Bugatti EB110 1992 года

Конечно, возвращение Bugatti планировалось с очень неординарной моделью. Для ее разработки привлекли неплохую команду инженеров во главе с бывшим техническим директором Lamborghini Паоло Станцани.

Двери Bugatti EB110 поднимаются вверх

Двери Bugatti EB110 поднимаются вверх

Серьезно подошли и к дизайну авто – свои проекты подали ведущие итальянские стилисты Паоло Мартин, Джорджетто Джуджаро, Нуччо Бертоне и Марчелло Гандини. Выбрали вариант Гандини и с 1989 года начались испытания первых прототипов.

Всего выпустили 139 Bugatti EB110

Всего выпустили 139 Bugatti EB110

Впрочем, по ходу работ у Романо Артиоли возникли конфликты с Гандини и Станцани и оба они покинули компанию. Дизайн дорабатывал Джампаоло Бенедини, а двигатель и шасси – Никола Матерацци, создававший ранее Lancia Stratos и Ferrari F40.

Сзади установили выдвижное антикрыло

Сзади установили выдвижное антикрыло

После двух лет работ автомобиль был готов. Назвали его Bugatti EB110 и посвятили 110-летию Этторе Бугатти. Мало того, презентацию в Версале провели 15 сентября 1991 года – в день рождения Бугатти.

Bugatti EB110 сразу сотворил фурор. Низкое купе привлекало внимание граненым дизайном, поднимающимися вверх дверями и регулируемым антикрылом. Конструкция также впечатляла. В основе автомобиля лежал карбоновый монокок, разработанный производителем вертолетов Aerospatiale, на который навешивали кузовные панели из алюминиевых сплавов. При этом салон отделали кожей и деревом, были климат-контроль, аудиосистема и электропривод сидений.

В отделке салона использовали кожу и дерево

В отделке салона использовали кожу и дерево

Двигатель Bugatti EB110 оказался настоящим техническим шедевром. Небольшой 3,5-литровый V12 получил пять клапанов на цилиндр и сразу четыре турбины. Результат – внушительные 560 л. с. и 611 Н∙м крутящего момента. В паре с мотором работала 6-ступенчатая механическая трансмиссия, а еще EB110 получил постоянный полный привод. В общем, у купе был целый набор современных технологий.

Небольшой 3,5-литровый V12 дополнили четырьмя турбинами

Небольшой 3,5-литровый V12 дополнили четырьмя турбинами

Характеристики Bugatti EB110 опередили время. На скоростном автодроме Нардо купе разогналось до 100 км/ч за 3,5 с и развило 342 км/ч, то есть официально стало самым быстрым авто в мире.

Карбоновый монокок для EB110 разработали в авиационной компании Aerospatiale

Карбоновый монокок для EB110 разработали в авиационной компании Aerospatiale

Для тех, кому этого показалось мало, уже весной 1992 года представили Bugatti EB110 SS. Ему подняли мощность до 610 л. с., а максимальный крутящий момент достиг 650 Нм. К тому же, авто облегчили на 150 кг за счет полностью карбонового кузова и упрощенной внутренней отделки. Такой вариант смог разогнаться до 100 км/ч за 3,3 с и развить 355 км/ч. Кстати, один из SS приобрел сам Михаэль Шумахер, что стало отличной рекламой для Bugatti.

Bugatti EB110 SS разгонялся до 355 кмч

Bugatti EB110 SS разгонялся до 355 км/ч

На базе Bugatti EB110 SS построили пару гоночных автомобилей, которые принимали участие в 24-часовых соревнованиях в Ле-Мане и Дайтоне. Они были очень быстрыми, но механические проблемы не дали финишировать. А в 1994 году EB110 установил еще один рекорд. Одно из стандартных купе перевели на газ и оно разогналось до 344,7 км/ч, став самым быстрым авто с ГБО.

Один из Bugatti EB110 SS купил Михаэль Шумахер

Один из Bugatti EB110 SS купил Михаэль Шумахер

Конечно, Bugatti EB110 был недешевым – от 350 тыс. долларов. Все автомобили собирались вручную и заказов в принципе хватало. Мало того, покупатели получали три года полностью бесплатного обслуживания на официальной СТО.

Гоночный Bugatti EB110 SS LM

Гоночный Bugatti EB110 SS LM

Однако Романо Артиоли хотел большего и вложил огромные средства в создание новой модели – роскошного седана EB112. Параллельно предприниматель выкупил британскую компанию Lotus и вложил средства в создание легкого и недорогого Lotus Elise.

Bugatti EB110 с ГБО разогнался до 344,7 кмч

Bugatti EB110 с ГБО разогнался до 344,7 км/ч

Оказалось, что Артиоли переоценил свои финансовые возможности и его империя рухнула. В 1995 году Bugatti признали банкротом. На тот момент выпустили 139 EB110. На фабрике находилось несколько неоконченных автомобилей – их выкупила и завершила немецкая компания Dauer. Причем, у пяти из них подняли мощность до 650 л. с., что позволило развивать уже 370 км/ч.

Dauer Bugatti EB110 SS

Dauer Bugatti EB110 SS

А голые шасси с двигателями EB110 приобрела итальянская фирма B. Engineering. Их использовали при создании купе Edonis. Мощность V12 увеличили до 680 л. с., а максимальная скорость достигла 365 км/ч. Таких авто до 2001 года собрали 21.

B.Engineering Edonis создали на шасси Bugatti EB110

B.Engineering Edonis создали на шасси Bugatti EB110

Bugatti EB110 не стал массовым, но он помог вернуть легендарную марку из небытия. Уже в 1998 году ее выкупил концерн Volkswagen, и вскоре после этого началась разработка знаменитого Bugatti Veyron.

Bugatti EB110 и его преемники Veyron и Chiron

Bugatti EB110 и его преемники Veyron и Chiron