Самолетом, автомобилем, кораблем!

 

В предыдущем номере мы уже познакомили вас с прекрасным испанским городом Барселона. Напомним, что Барселона – это в первую очередь важнейший порт Испании. Въехав в город, направляемся к цели – пассажирскому терминалу, где уже «под парами» должен ждать нас белоснежный лайнер. Дорогу в порт прибор GPS проложил через знаменитую улицу La Rambla. Подъехав, тот час увидели причалы для пассажирских лайнеров и припарковались возле входа в терминал. Проведя опрос портовых работников, мы пришли к выводу, что это вовсе не терминал для круизных лайнеров, а причал для пассажирских паромов. Действительно, отсюда многие автотуристы, да и просто туристы, могут отправиться на курорты Балеарских и Канарских островов. Нам объяснили, что теплоход должен быть пришвартован к причалу нового пассажирского терминала. Мы последовали за указателями, пересекли мост через портовую гавань и тут… у нас перехватило дух: взору предстал огромный белый лайнер, немного похожий на гигантского белого лебедя.

 

 

Voyager of the Seas, что в переводе с английского обозначает морской путешественник, красовался всеми своими 17-ю палубами. Вы только представьте себе размер порта города Барселона, если мы потратили не мало времени на поиски этого большого лайнера. Сдав автомобиль представителю службы автопроката и передав багаж матросам, наша группа отправились в терминал для регистрации. Нашей команде повезло, что прибыли индивидуально, а не с другими, так как к приезду очередей практически не было (пассажирский терминал порта Барселона больше напоминает аэропорт, с организованными очередями и стойками регистрации). Зарегистрировавшись, мы получили многофункциональные карточки-ключи, которые ближайшие семь дней на борту судна будут вместо паспорта, банковских карточек и ключей от каюты. При входе на первую палубу 311-метрового судна всех приветливо встречают вахтенные и просят сфотографироваться. Думаете, это они так, на память – нет, это для обеспечения безопасности контроля входа и выхода. Такая процедура необходима только один раз: отснятая фотография помещается в базу данных вместе с информацией с выданного магнитного ключа и каждый раз, при входе и выходе, прислоняя карточку, вахтенный офицер будет видеть вашу фотографию и сравнивать ее с действительностью. Еще несколько мгновений и мы садимся в один из четырех просторных лифтов. Зная, что наша каюта находится на девятой палубе, нажимаем соответствующую кнопку и уже летим в стеклянном панорамном лифте сквозь яркие огни огромного внутреннего променада. Расположившись в каюте, отправляемся на исследование судна. Решаем опуститься на пятую палубу, где нашему взору открывается огромный атриум (центральный холл) Royal Promenade (с англ. «королевский променад»), представляющий собой довольно широкую пешеходную улицу длиной в два футбольных поля и высотой в четыре этажа. Такой атриум на судне впервые появился именно на Voyager.

По обе стороны променада магазины, кафе и рестораны. В магазинах есть все необходимое для путешествия и отдыха. В кафе быстрого питания «Променад» (Cafе Promenade) можно запросто перекусить и выпить чаю или кофе в любое время суток. Пока рассматривали все достопримечательности променада, капитан нашего судна поприветствовал гостей по бортовому радио и пригласил на внешние палубы для наблюдения за процессом отхода. На огромной стойке рецепции нам посоветовали выйти либо на четвертую прогулочную палубу, по которой можно обойти все судно вокруг, либо на двенадцатую, с которой открывается хороший обзор на порт и окрестности. Наш выбор пал на палубу № 12. Первое, что увидели, – это множество разных бассейнов. В носовой части лайнера уже собралось много людей, и было принято решение подниматься максимально выше. Быстро разыскав внешние трапы, поднялись вначале на тринадцатую, а затем и на четырнадцатую палубу, последнюю в носовой части судна (как потом выяснилось, в кормовой части палуб больше). Увидев могущественные размеры нашего Voyager of the Seas, мы задались вопросом: какие усилия ему придется затратить, дабы отойти от причала? Кстати, вскоре узнали, что на корабле установлено три подруливающих устройства и сложная система рулей на корме, что позволяет 311-метровому гиганту отходить от причала максимально плавно. Мы шли самым малым ходом, так как перед нами отходило в рейс еще одно круизное судно Costa Romantica (в переводе с итал. – «романтический берег»). Быстро стемнело, и корабли засияли вечерними огнями.

Мы отправились готовиться к ужину. Уточняем, на судне шесть ресторанов: Portofino работает по предварительному заказу и за отдельную плату, второй и третий рестораны Windjammer cafе и Island Grill – по принципу «шведский стол». Еще три зала ресторанов Carmen, La Boheme и Magic Flute объединены в один колоссальный трехуровневый комплекс, который оформлен в классическом стиле, но с определенными дизайнерскими отличиями на каждой из трех палуб ресторанов. В карточке-ключе указано, что за нами на ужин всегда закреплен столик в нижнем уровне ресторана, в зале Carmen. Поспешим напомнить, что корабль с 3114 пассажирами на борту – это целый город, в котором есть и свои местные средства информации: бортовое радио, многоканальное бортовое телевидение. Для надежности информирования каждый вечер, каждый пассажир судна получает свежий номер бортовой газеты Cruise Compass («Круизный компас»). В нем описываются все предстоящие программы и мероприятия на день грядущий, полезные советы, расписания работы всех баров, краткое описание посещаемого порта, а также указание дресс-кода на вечер. Первый номер газеты мы получили еще днем, откуда и узнали, что сегодняшняя форма одежды: официальная (пиджак и галстук), но не сугубо формальная, т. е. не смокинг.

Ресторан находится на третьей палубе в кормовой части судна, а наша каюта – в носовой. Для удобства и безопасности передвижения на судне предусмотрены скоростные пассажирские лифты в носу и на корме. Есть восемь панорамных лифтов, из которых видно весь внутренний променад судна, и семь лифтов в обычных шахтах. Спустившись на пятую палубу, выходим на главный променад и попадаем на корму. Далее по красивой мраморной лестнице спускаемся еще на две палубы вниз и оказываемся перед входом в ресторан Carmen. Тут нас встречает один из администраторов и проводит к столику (согласно карточке), который, как выяснилось, был уже занят: нас опередили шустрые представители Нового света. Всякое бывает, они просто решили пересесть к своим друзьям. Любезный администратор засыпал нас тысячей извинений и тот час же пригласил своего шефа: директора всех трех ресторанов. Скажем откровенно, директор выглядел как подобает своей должности: немолодой человек в красивом белоснежном костюме предложил провести нас в верхний зал ресторана, где можно выбрать себе столик, который будет за нами закреплен уже до конца круиза. Пройдя по роскошным передним лестницам внутри ресторана и миновав зал La Boheme, мы оказались в зале Magic Flute (с англ. «Волшебная флейта»), названый в честь одноименной оперы Моцарта, о чем свидетельствует соответствующая табличка при входе.

Немного о ресторанах. Как мы вам уже успели рассказать, три зала объединены в один огромный трехъярусный с массивными парадными лестницами. Бесспорной доминантой в убранстве ресторана выступает огромная хрустальная люстра, которая свисает с третьего уровня на первый, ей органично подыгрывают малые хрустальные люстры и светильники, размещенные на всех трех уровнях ресторана. Сервировка на всех столах классическая, под каждое блюдо свой тип приборов. Каждый столик обслуживает официант и его (ее) ассистент. Нам тут же предложили меню, где был указан выбор из салатов, холодных и горячих закусок, а также десертов. Каждый день компоненты меню ужина менялись, учитывая особенности национальной кухни той местности, где находилось наше судно.

Заказывать блюда можно было без ограничений, что явно не подходит желающим похудеть! Все блюда в ресторанах включены в стоимость круиза и отбоя нет, только заказывай, и все принесут. Напитки тут подаются за отдельную плату, но цены на них очень даже приемлемые, как в любом магазине системы «дьюти фри». Под выбранное горячее блюдо официант советует попробовать тот или иной напиток. Для удобства пассажиров питание в залах ресторана организовано в две смены с указанием начала времени работы одной и другой смены, и открыты они до последнего «голодного» клиента. Мы выбрали вторую смену, так как у нас была плотная экскурсионная программа.

Вдоволь насладившись ужином, идем на вечернее представление в театре La Scala («Ла Скала»). Вы правильно прочитали, только отправляемся мы не в город Милан, а в бортовой театр, названный в честь знаменитого итальянского театра Оперы и балета, открытого в Милане еще в далеком 1778 году на месте старинной церкви Санта-Мария дела Скала. Отсюда и название театра «Ла Скала». Зал с современным оборудованием и шикарными декорациями рассчитан на 1350 мест. Для сравнения: наш Октябрьский дворец, только на борту корабля! В этот вечер в театре комедийное развлекательное шоу, которым профессиональные артисты лайнера приветствуют гостей с прибытием на борт. Удобные кресла, профессиональный звук и свет… на мгновение забываешь, что находишься в открытом Средиземном море и движешься со скоростью 22 морские мили в час к берегам Франции. Театр занимает три палубы: вторую, третью и четвертую, а прогулочная палуба судна находится на палубе № 4. Прогулочная палуба впечатляет своими внушительными размерами. По ней можно обойти все судно вокруг, что мы с удовольствием и сделали, наслаждаясь свежим морским воздухом. Вернувшись внутрь судна, случайно угодили в огромных размеров Casino Royale (Казино Рояль), на этой же четвертой палубе. Здесь размещено 17 игровых столов, бар и сцена. Думаем любителям азартных игр тут должно очень понравиться. Проходим дальше и попадаем в Shooner bar (бар Шхуна), где звучит живая фортепьянная музыка. Атмосфера бара привлекает своим истинно морским интерьером, стилизованным под шхуну с иллюминаторами и канатами. Элементами декора выступают также модели парусных шхун. Насладившись букетом элитного напитка из французского города Коньяк, понимаем, за бортом уже ночь и пора отдохнуть.

Утро встретило нас нежным солнцем Лазурного берега Франции, который мы как раз проходили. И вот первая остановка нашего лайнера в Вильфранш-сюр-Мер (Villefranche-sur-Mer), небольшом городе на Лазурном берегу во Франции. Правда, Voyager of the Seas настолько велик, что не смог пришвартоваться в маленьком порту Вильфранша. Поэтому наше судно стало на ближнем рейде, а всех туристов на берег доставляли на комфортабельных катерах вместимостью 120 человек. Чтобы не создавать большой поток людей, каждая экскурсия назначается на определенное время с разрывом около 15 минут, и сопровождающий собирает свою группу в определенном месте на теплоходе. Это позволяет рассредотачивать всех пассажиров равномерно во времени и территориально. Морская прогулка заняла около 15 минут, во время которой мы наслаждались неописуемой красотой бухты. Бухта, глубиной около 65 метров, считается самой безопасной на Средиземном море. С одной стороны ее охраняет гора Борон (Mont Boron), а с другой – причудливой формы мыс Кап Ферра (Cap Ferrat). Вода здесь поражает своей прозрачностью и чистотой. Неповторимое чувство охватывает, когда удаляешься от суперсовременного «плавучего города» в сторону старого французского города с интересной историей.

Вильфранш был основан в конце XIII века графом Прованса Карлом II Анжуйским, который подарил городу право свободной торговли, поэтому и назвал его Виллан-Франком, что в переводе означает «вольный город». В бухте Вильфранша побывали русская эскадра под командованием графа Орлова, в 1856 году императрица Александра Федоровна,  император Александр II и члены семьи Романовых неоднократно отдыхали здесь. Интересный факт, в апреле 1901 года на борту крейсера «Аврора» Великий князь Борис Владимирович, который был родным внуком Александра II, принимал французского президента Э. Любе, и это был последний официальный визит члена русской императорской фамилии. Сейчас это спокойный курортный город на берегу Средиземного моря. По берегу бухты тянется набережная. Дома построены в итальянском стиле и окрашены в яркие цвета. На первых этажах расположены многочисленные кафе, бары, рестораны, магазины. В маленьком порту пришвартованы разные катерки, яхты, прогулочные лодочки.

На судне нам предложили самые разнообразные экскурсии, которые можно совершить из Вильфранша: поездка в Монако (Monaco) и Монте-Карло (Monte Carlo), с посещением самого известного казино; живописную средневековую деревню Эз-ле-Вилаж (Eze-le-Village), где сохранились руины Древнего замка (Ancien Chateau) в окружении Экзотических садов (Jardin Exotique), замок Эз (Chateau Eze) и тропа Фридриха Ницше, ведь знаменитый философ прожил в Эзе 18 лет и написал тут многие свои работы; средневековую деревню Сен-Поль-де-Ванс (St-Paul-de-Vense). Наш выбор остановился на самых известных городах Лазурного берега – Ницце и Каннах.

Удобно разместившись в экскурсионном автобусе, мы настроились на замечательный день. Поднявшись по витиеватой дороге, проходящей вокруг горы Борон, автобус направился в Ниццу. Невозможно было оторваться от окон, настолько красивый пейзаж. С одной стороны синяя бухта Вильфранша, а с другой, как на ладони, известнейший город Франции, который считают не только столицей Лазурного берега, но и столицей цветов. Город утопает в зелени и цветах круглый год. Его залив, вдоль которого расположился город, называется заливом Ангелов (Baie des Anges), наверно благодаря здешнему благоприятному и мягкому климату. Среднегодовая температура составляет +20° С, а купальный сезон начинается в конце мая и продолжается до конца сентября, ведь температура воды в этот период +20-25°С. Ницца довольно большой город с населением 343 тысячи человек. Она была создана греками, которые в IV веке до нашей эры основали на высоком прибрежном холме торговое поселение Никея, что в переводе означает «приносящая победу». На протяжении всей истории Ниццей правили графы Прованса, Тулузы, Барселоны, династия Анжу, герцоги Савойские. Пять столетий город принадлежал итальянцам. И только в 1860 году по Туринскому договору он стал вновь частью Франции. А за русской императрицей Александрой Федоровной потянулись в Ниццу и наши соотечественники, ведь недаром с конца XI века и до 1914 года этот модный курорт и Санкт-Петербург соединял роскошный поезд, который называли «Поезд Великих князей». Здесь отдыхали знаменитые музыканты и литераторы: Берлиоз, Паганини, Гюго, Дюма, Мопассан. После Октябрьской революции в Ниццу перебралось более пяти тысяч русских эмигрантов. На вилле Тенард (Tenard) провел свои последние годы жизни Великий князь Николай Николаевич, внук Николая I, а на вилле Георг (George) – княгиня Екатерина Долгорукая, морганатическая (тайная) супруга императора Александра II.

Ницца известна всему миру в большей мере благодаря карнавалу, по популярности не уступающему венецианскому и бразильскому. Только здесь гвоздем программы являются цветочные баталии и световые шоу. Эта традиция возникла еще в 1249 году, а в 1821-м в Ницце в честь герцога Савойского Виктора-Эммануила I состоялось первое карнавальное шествие, на котором пажи в масках бесстрашно дрались цветами и разбрасывали в толпу маленькие круглые конфеты из карамельного сахара, который на разговорном итальянском называли «конфетти». Но пока появились конфетти из бумаги, участники карнавала бросали друг в друга сухую фасоль, конфеты или шарики из гипса. Карнавал в Ницце – это настоящий шумный, красочный, яркий праздник, это ночные и дневные шествия гигантских кукол во главе с Королем карнавала, размер которого сопоставим с шестиэтажным домом, это цветочные бои, когда в зрителей сыплются миллионы роз, мимоз, фиалок и гвоздик, это тысячи светящихся лампочек и сотни сказочных героев.

Наш автобус остановился на площади Массена (pl. Massena), откуда и была начата пешеходная экскурсия, ведь Старый город доступен только для пешеходов. Площадь Массена – главная городская площадь, на которой располагается чудесный фонтан и дома, окрашенные в яркий знаменитый помпейский цвет. Она выступает границей между Новым и Старым городом, который является нетронутым «островком» Италии во Франции, где сохранилось обаяние старины. В Старом городе можно долго бродить по узким улочкам, глазеть на старинные дома, выкрашенные в ярко-желтый и красные цвета, чего требовали традиции тогдашнего средиземноморья, рассматривать средневековую архитектуру аристократических дворцов, украшенных богатой лепниной и кованными железными балконами, посетить старинные храмы и пробовать всевозможные средиземноморские угощения, предлагаемые в многочисленных кафе и ресторанах. Самая оживленная в этой части города улица Сен-Франсуа-де-Поль (rue Saint Francois de Paule), названная так в честь итальянского Св. Франциска из Паолы. Здесь находится церковь Сен-Франсуа-де-Поль (eglise Saint Francois de Paule), которую создал архитектор Гуарино Буарини. Тут хранится картина с библейским сюжетом знаменитого художника из Ниццы – Жана-Батиста Ван Лоо. Напротив церкви располагается театр Оперы (Opera) – красивое здание, построенное в стиле ампир в 1885 году на месте сгоревшего городского театра. Театр украшают статуи античных красавиц, массивные портики и кованые фонари. Далее улица Сен-Франсуа-де-Поль выводит нас к самому известному месту в Ницце – Солнечному двору (Cours Saleya), где располагается знаменитый Цветочный рынок (Marche aux Fleurs). Прекрасные цветы радуют глаз и дурманят своим ароматом. Тут и розы, гвоздики, мимоза, фиалки, лилии, лаванда… По понедельникам вместо Веточного рынка работает антикварный, где можно найти разные старинные вещицы.

К Солнечному двору примыкает оживленная площадь Готье (pl. Gauthie). На ней стоит часовня Милосердия (Chapelle de la Misericorde), принадлежащая Братству Черных кающихся. Кстати, Братства кающихся грешников – «черных», «белых», «зеленых», «красных» и «коричневых» возникли в Генуе в XIV веке, затем они появились и в городах Прованса. В братства объединялись прихожане-католики, которые должны были ухаживать за больными, хоронить умерших, оказывать гостеприимство паломникам и бездомным. Цвет их одежды соответствовал названию каждой ветви объединений. В Братство Черных кающихся грешников входили моряки и рыболовы, а в Братство Белых кающихся грешников – земледельцы. Братства эти сохранились на Лазурном берегу и до нашего времени, но уже не в таком количестве как раньше. На северной части площади возвышается дворец герцогов Савойских, но теперь здесь размещается префектура полиции и поэтому его называют дворцом Префектуры (Le Palais de la Prefecture).

Обойдя дворец по улице Cв. Репарты (rue Ste Reparte), выходим на уютную площадь Росетти (pl. Rossetti), которая во времена герцогов Савойских была центральной площадью города. На ней стоит Кафедральный собор Св. Репарты (Cathedrale Ste-Reparate), посвященный покровительнице Ниццы. Св. Репарта, 18-летняя девушка, погибла, так как не захотела отречься от христианской веры. Собор, построенный в XVII веке в стиле итальянского барокко, поражает богатым интерьером (особенно мраморный центральный алтарь).

Вдоволь нагулявшись по Старому городу, возвращаемся на площадь Массена, с которой попадаем в прекрасный сад Альберта 1 (Jardin Albert 1er). В нем много тенистых аллей с красивыми клумбами, роскошными пальмовыми деревьями и разнообразными скульптурами. Самый большой зеленый газон украшает огромная скульптура Бернара Венета «Арка». Скульптора-концептуалиста Бернара Венета называют «певцом стальных рельс». Основным материалом для его работ служат металлические рейсы, которые он производит на собственном заводе. Свою карьеру Венет начинал сценографом театра Оперы и балета в Ницце, затем надолго посвятил себя науке, а в мир искусства вернулся мастером в стиле «тяжелый металл».

Из сада выход на самый знаменитый бульвар, главную улицу и достопримечательность Ниццы – Английский променад (Promenade des Anglais), который тянется на протяжении шести километров вдоль залива Ангелов от сада Альберта 1 до аэропорта. С одной его стороны – лазурное чистое море и прекрасный галечный пляж, а с другой – роскошные отели, дорогие виллы и дворцы. Променад появился благодаря английской общине Ниццы, которая спонсировала его строительство.

В 1821 году на Ривьере погиб весь урожай апельсинов, что принесло всяческие беды местному населению. Тогда британцы предложили жителям Ниццы заняться строительством набережной. Так джентльмены с Туманного Альбиона стали собственниками прогулочного бульвара на юге Франции. Английский променад был открыт в 1931 году сыном королевы Виктории герцогом Коннотским. В этом месте впервые на Лазурном берегу появились пальмы, кактусы, алоэ и агава, привезенные из Африки. Гуляла по бульвару и сама королева Виктория – утром пешком, а вечером в лакированной черно-красной коляске, запряженной осликом по кличке Жако. Трагическая история на променаде произошла со знаменитой американской танцовщицей, основоположницей свободного танца и женой Есенина Айседорой Дункан. Во время автомобильной прогулки ее длинный шелковый шарф попал в колесо и затянулся так сильно, что задушил Айседору. Сегодня Английский променад – это широкая пешеходная набережная и четырехполосное шоссе, разделенные цветущими клумбами. Променад создан для отдыха, прогулок, всевозможных увеселений, здесь нравится и детям и пожилым людям: все радуются чистому и теплому морю. Тут располагаются лучшие отели. Один из них заслуживает особого внимания – «Негреско» (Negresco), построенный в стиле бель-эпок с огромным куполом, и является неофициальным символом Ниццы. Он неповторим, роскошен, притягателен, похож на сказку, очаровывает своих посетителей. История жизни его основателя Генри Негреско печальна. Родившись в Бухаресте, он нищим подростком отправился в Париж на заработки, потом перебрался в Монако и наконец оказался в Ницце, где стал управляющим ресторана при казино. Тогда и зародилась мысль построить роскошный отель – лучший из лучших, где посетители будут чувствовать себя как во дворце. Негреско просто повезло: он случайно познакомился с автомобильным магнатом Александром Дараком, который помог ему осуществить свою мечту. Для строительства отеля был приглашен известный архитектор того времени Эдуард Ниерман – автор таких известных зданий, как Мулен-Руж и Фоли-Бержер. В 1913 году на Английской набережной Ниццы в присутствии европейской аристократии и американских миллионеров состоялось триумфальное открытие «Дворца Средиземноморья». Но уже через год, во время Первой мировой войны, отель превратился в госпиталь, а Генри Негреско стал банкротом. Возрождение отеля началось лишь с 1957 года, когда его приобрело семейство Ожье. За многие годы плодотворной работы им удалось воссоздать «Дух Негреско». Отель вновь стал принимать королей и шейхов, президентов и премьер-министров, мультимиллионеров и кинозвезд. Внутри «Негреско» наполнен уникальными произведениями искусства, музейными редкостями, антикварной мебелью и ценными предметами. Сердце отеля – Королевский салон, стеклянный купол которого сделан по проекту Густава Эйфеля. Под куполом расположена потрясающая гигантская четырехметровая люстра, изготовленная в мастерских Баккара. Таких в мире всего две. Первая была заказана императором Николаем II и сейчас украшает Кремлевский дворец, а вторая (точная копия первой) – Генри Негреско для своего отеля. Во время особо торжественных мероприятий мраморный пол в Королевском салоне покрывают красным ковром, сотканным еще в 1615 году для французской королевы Марии Медичи. Он и по сей день остается одним из самых больших ковров в мире, ведь его площадь составляет 375 м2. Пятый этаж отделан в стиле Наполеона II, четвертый – в стиле ампир, третий – в стиле Людовика XV, а второй украшен картинами начала XX века. В отеле можно снять номер с кроватью XVII века, люкс «Помпадур» с позолоченной ванной эпохи Людовика XV или люкс «Венеция» в розовых тонах и кроватью в виде гондолы. Здесь нет одинаковых номеров, как не существует одинаковых произведений искусства. В «Негреско» останавливались мировые знаменитости, такие как Коко Шанель, Эрнест Хемингуэй, Марлен Дитрих, Франсуаза Саган, художники Дали, Пикассо, политики Черчиль, Трумен, миллионер Рокфеллер – этот список можно долго продолжать. В 1974 году французское правительство объявило отель национальным и историческим памятником.

Соседнее с отелем здание – дворец Массена (Palais Massena) – построено в итальянском стиле. Название связано с именем наполеоновского маршала Массены, родившегося в Ницце. Далее за дворцом располагаются шикарные палас-отели, поражающие своей роскошью, среди которых особо выделяются «Вест» (West), «Вестминстер» (Westminster), Средиземноморский дворец (Palais de la Mediterranee) и знаменитое казино «Руль» (Ruhl de Nice). В Ницце еще много интересных мест, но, к сожалению, времени у нас было мало.

Дальше мы отправляемся в Канны…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *