Jeep: прародитель всех вседорожников

Jeep – творение компании Willys-Overland, а его история началась в июле 1940 года, когда американская армия огласила тендер на создание легкового автомобиля повышенной проходимости. Требования военных оказались весьма серьезными: конкурсант должен был иметь полный привод с понижающей передачей, развивать скорость свыше 80 км/ч и помещать не менее трех человек, но при этом весить менее 600 кг, иметь высоту не более 914 мм и колесную базу в 1905 мм. Столь скромные размеры объяснялись просто – машину планировали транспортировать на десантных судах.

1940 Willys Quad Original Pilot
На предложение отозвались три претендента – American Bantam, Ford и Willys-Overland. Высшее руководство армии постановило подготовить первые прототипы за 49 дней. Все участники справились с этим заданием, и на первом этапе победил автомобиль от American Bantam, но производственных мощностей предприятия не хватало, чтобы выпускать его в больших количествах. Соревноваться продолжили два других проекта. В Willys-Overland взялись немного модернизировать свой образец – Quad  – снизили массу до 578 кг и установили более мощную 2,2-литровую 60-сильную «четверку», которая позволила развивать 104 км/ч.

1941 Willys MA
Модель одержала победу, и в 1941 году начали ее выпуск под названием Willys MA. Интересно, что главного конкурента, Ford, также подключили к изготовлению МА. Эту версию назвали GPW – от английского General Purpose Willys («многоцелевой Willys»). Именно это сокращение (оно звучит как «джипивиллис») на сленге военнослужащих вскоре превратилось в Jeep.

1942 Willys MA.jpg
Интересно также, что авторство фирменной «зубастой» радиаторной решетки также принадлежит Ford. У оригинального MA она была иной, но новая конструкция оказалась менее трудоемкой при массовом производстве, и вскоре ее применили на всех Willys новой модификации МВ.

1943 Willys MA
Во время Второй мировой войны Willys стал воистину легендарным, ведь он принял участие во всех важнейших событиях на разных фронтах. Jeep служил командно-штабным и санитарным автомобилем, на него устанавливали крупнокалиберные пулеметы, он буксировал легкие пушки.

1944 Jeep CJ-2A1946 Jeep Panel Delivery1946 Jeep Willys Universal
Совместными усилиями выпустили 645 тыс. этих вседорожников: большинство из них использовали армии США и Великобритании, а 51 тыс. Willys отправили по ленд-лизу в СССР.

1947 Jeep Pickup Truck1948 Jeep Jeepster1949 Jeep Willys Station Wagon.
В 1944 году, когда победа союзников уже не вызывала сомнений, в Willys задумались над возможностью создания гражданской версии вседорожника для рабочих и фермеров, и с августа 1945 года начали сборку модели CJ-2A. Аббревиатура расшифровывалась как Civil Jeep («Гражданский Jeep»).

1950 Jeep Jeepster
Автомобиль мало чем отличался от военного варианта. Разве что ему добавили пневматический привод стеклоочистителей, откидной задний борт, запасное колесо и зеркало заднего вида.

1950 Jeep M38
К тому же улучшили отделку сидений и расширили палитру цветов – теперь Jeep был доступен не только в окраске типа «хаки». За четыре года выпустили около 215 тыс. вседорожников. Вскоре появились модернизированные CJ-3A и CJ-3B, отличающиеся иной передней частью и более мощным 76-сильным мотором. Наряду с полноприводной версией представили и упрощенный заднеприводный Jeep DJ.

1950 Jeep Willys Station Wagon1953 Jeep CJ-3B
Параллельно с CJ наладили выпуск семейного Jeep Station Wagon. Автомобиль обрел металлическую крышу, деревянные боковины и двери. Его колесную базу увеличили до 2654 мм, что позволило установить в салоне семь мест. Для Station Wagon предложили 2,6-литровую рядную «шестерку» мощностью 90 л. с. На его основе также создали пикап и фургон.

1954 Jeep Pickup.jpg1955 Jeep CJ-51955 Jeep M-38 A1
Поначалу в Willys планировали выпускать не только вседорожники: так, в 1948 году представили Jeepster – элегантный четырехместный кабриолет на платформе CJ. Эту модель предлагали только с задним приводом и, наверное, потому она не пользовалась большой популярностью. Jeepster сняли с производства в 1951 году.

1955 Jeep Willys1957 Jeep FC-1701958 Jeep FC-170
В 1953 году компания Willys-Overland была куплена фирмой Kaiser. Новые владельцы взялись немного обновить модельный ряд Jeep. В частности, подготовили небольшой бескапотный грузовик Forward Control, а для армии создали усовершенствованный Jeep M38А1. Вскоре на его основе спроектировали и гражданский CJ-5, оказавшийся настоящим долгожителем: его выпускали с 1955 по 1983 год, и всего собрали около 600 тыс. единиц. CJ-5 можно отличить по скругленным передним крыльям и увеличенной до 2057 мм колесной базе.

1960 Jeep Pickup1963 Jeep Gladiator
Поначалу вседорожник оснащали проверенным 2,2-литровым двигателем, но затем представили модификацию с 3,7-литровым V6 от Buick мощностью 155 л. с. Он улучшил динамику и тягу на низких оборотах. Появился и более просторный, удлиненный на 50 см CJ-6. Jeep стал не только «рабочей лошадкой», но и моделью для любителей активного способа жизни.

1963 Jeep Wagoneer1966 Jeep CJ-51966 Jeep Wagoneer
С 1959 года для армии начали выпускать полностью новый Jeep M151. Несущий кузов сделал его просторнее, а независимая подвеска всех колес улучшила комфорт езды. M151 использовали в войсках вплоть до 1999 года.

1967 Jeep Jeepster Commando1969 Jeep Wagoneer
Настоящей сенсацией стал Jeep Wagoneer, представленный в 1962 году. Автомобиль сочетал в себе черты дорого универсала и вседорожника. Он получил хорошую отделку салона, а в качестве опций предложили радио, гидроусилитель руля, кондиционер и автоматическую коробку переключения передач. Базовую модификацию оснастили 3,8-литровой 140-сильной «шестеркой», а за доплату был доступен 5,4-литровый V8 мощностью 250-270 л. с. С ним Wagoneer развивал 160 км/ч. Комфорт улучшала независимая передняя подвеска. Вскоре подготовили укороченную трехдверную модификацию, названную Cherokee и пикап Gladiator. А в 1966 году возродили и Jeepster, но теперь это был не кабриолет, а компактный вседорожник на базе CJ-5.

1971 Jeep Jeepster Commando
Дела компании шли неплохо, чего не скажешь о Kaiser, чьи автомобили особым спросом не пользовались. Вот почему в 1970 году Jeep снова сменил владельца – перешел «под крыло» концерна American Motors (AMC). Два года спустя новые хозяева предоставили свежие двигатели – 4,2-литровую «шестерку» мощностью 110 л. с. и 5,0-литровый 150-сильный V8. А у Wagoneer самый могучий 6,6-литровый мотор развивал всего 215 л. с.

1972 Jeep Jeepster Commando
Столь низкие показатели объясняются жесткими экологическими требованиями, вступившими в силу в США. Масла в огонь добавил и резкий скачек цен на топливо. В АМС даже попробовали бороться с этим с помощью электромобиля Jeep DJ-5E. Его 30-сильный двигатель позволял развить 53 км/ч, а аккумуляторы обеспечивали пробег в 47 км. Новинка заинтересовала почтовую службу США, которая приобрела 352 DJ-5E.

1974 Jeep Cherokee1974 Jeep Wagoneer1975 Jeep Wagoneer
Новые времена заставили по-иному взглянуть на линейку Jeep. Популярность моделей стали поднимать, улучшая их качество и комплектацию. Так, Wagoneer 1978 года можно было оснастить электроприводами передних сидений и задней двери, дисковыми тормозами, центральным замком, кожаным салоном, круиз-контролем. Пусть цена достигла 10 500 долларов, что сравнимо со стоимостью Cadillac того времени, но годовые продажи модели возросли до 28 тыс. единиц. Для усовершенствованного Jeep CJ-7 также предложили новшества – жесткую пластиковую крышу, автоматическую коробку переключения передач, новую полноприводную трансмиссию с самоблокирующимся центральным дифференциалом. Начали выпуск и версии с кузовом пикап – CJ-8 Scrambler.

1977 Jeep CJ-7 Renegade1978 Jeep Wagoneer
В середине 80-х годов линейка Jeep претерпела изменения. Сначала представили полностью новый Cherokee. Его дизайн разработали совместно с Renault (АМС тогда сотрудничали с французской фирмой), а главным новшеством конструкции стал несущий кузов, что существенно снизило массу и высоту вседорожника. На выбор предложили 2,5-литровый 117-сильный четырехцилиндровый или 4,0-литровый 177-сильный шестицилиндровый двигатели, а позже появился и 2,5-литровый турбодизель мощностью 140 л. с. Автомобиль можно было выбрать с постоянным либо подключаемым полным приводом, предлагали и раздаточную коробку. Jeep Cherokee оказался очень популярным и оставался на конвейере вплоть до 1999 года.

1979 Jeep CJ-71979 Jeep Wagoneer1980 Jeep CJ-5
Второй новинкой стал Jeep Wrangler, сменивший в 1986 году долгожителя CJ, так как за 45 лет конструкция Willys порядком устарела. Wrangler был очень похож на предшественника, но использовал узлы и агрегаты Cherokee. Однако, в отличие от собрата, он сохранил рамную конструкцию.

1981 Jeep Cherokee1982 Jeep CJ-8 Scrambler1984 Jeep Cherokee
Концерн АМС, по сути, существовал исключительно благодаря успеху Jeep. В 1987 году его активы были выкуплены Chrylser, что обозначило начало современного этапа в истории марки. Финансовые ресурсы нового владельца позволили нанять талантливого конструктора Ларри Шиноду и известного итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро для создания наследника Wagoneer.

1984 Jeep Grand Wagoneer1985 Jeep Cherokee1986 Jeep Cherokee1987 Jeep Wrangler1988 Jeep Wrangler
Дебютировал он в 1992 году, а назвали его Jeep Grand Cherokee. Вседорожник продолжил традицию предшественника и был переполнен новыми технологиями. Антиблокировочная система тормозов ABS и 2 подушки безопасности значились в «базе», а в списке опций можно было найти подогрев сидений, систему бесключевого доступа, пневмоподвеску, бортовой компьютер, люк в крыше, память на настройки кресел. Начальная версия получила 4,0-литровый мотор от Cherokee, а за доплату предложили V8 объемом 5,2 л (225 л. с.) и 5,9 л (245 л. с.). Самый мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,3 с и достигал 200 км/ч.

1989 Jeep Grand Wagoneer1990 Jeep Wrangler1992 Jeep Grand Cherokee1994 Jeep Wrangler
В составе Chrylser марка расцвела, а смена моделей стала происходить чаще. Так, уже в 1997 году представили новый Wrangler, а затем Grand Cherokee и Cherokee. Положительно сказалось и создание концерна Daimler-Chrysler, ведь Grand Cherokee 2005 года и его наследник (нынешняя модель) стали использовать платформу Mercedes-Benz M-Class. Появились компактные Patriot и Compass, а Wrangler 2007 года впервые в истории стал четырехдверным. Сейчас ежегодно выпускают по 600 тыс. Jeep, а в истории марки начинается новый этап в рамках сотрудничества Chrysler и Fiat.

1997 Jeep Wrangler Sport1997 Jeep Wrangler1998 Jeep Grand Cherokee2002 Jeep Grand Cherokee2007 Jeep Wrangler Unlimited2009 Jeep Patriot2010 Jeep Cherokee2011 Jeep Grand Cherokee

 

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 10' 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *