История автозвука

Историю каждого автомобильного двигателя специалисты и автолюбители знают буквально с первых минут его рождения: кто, где, когда, как и, главное, зачем. Но ответить на вопрос «Кто первым установил в автомобиле радиоприемник?» затрудняются и те, и другие. Мы решили провести собственное небольшое историческое исследование, посвященное автозвуку вообще и отношению к нему Его Рок-н-ролльного Величеста Элвиса Пресли в частности. Тем более что 5 июля 2004 г. исполнилось ровно 50 лет с того дня, как король рок-н-ролла записал свою первую пластинку. Невероятно, но именно «виниловые» проигрыватели стали первым независимым от радио источником автозвука. Итак…

 

Они были первыми

 

Скорее всего, это был английский радиолюбитель Греб. Его радиофицированная машина в 1919 г. сильно смахивала на сушилку для белья: многометровая антенна была свернута в несколько рядов, подобно тому, как домохозяйки натягивают бельевую веревку, на которой сушатся простыни и пододеяльники.

Первый штатный автомобильный радиоприемник тоже появился в Англии. Компания Austin комплектовала свои машины этим чудом техники еще в 1922 г. «Радиомобили» быстро приобрели популярность и в континентальной Европе. В 1924 г. разрушитель автомобильных канонов месье Андрэ Ситроен радиофицировал свои автомобили – в модель Citroёn 5 CV был установлен миниатюрный ламповый приемник Seine с наушниками. Новшество оценили по достоинству, и все последующие модели компании уже оснащались радиоприемниками. Причем накануне немецкой оккупации в мае 1940 г. приемники Citroёn уже принимали FM-радиостанции.

Компания Bentley тоже, начиная с 1924 г., комплектовала свои роскошные автомобили радиоприемниками. Приемники Bentley (они производились на заводе фирмы Legion) выдавали качественный громкий звук, но в отличие от французских Seine были очень громоздкими, поэтому размещались не под торпедо, а за спиной водителя. Чтобы настроиться на нужную волну, шоферу приходилось останавливать машину, поворачиваться и одновременно вращать несколько верньеров…

 

Разврат как двигатель прогресса

 

В американском городке Ганнибал, шт. Миссури, жил-был Уильям Пауэлл Лир – отставной механик ВМФ США, умевший летать на аэроплане и кое-что смысливший в радиотехнике. В 1922 г. в возрасте 20 лет сей «еще не муж, уже не юноша» основал свою первую фирму Quincy Radio Laboratory (QRL). Ее главной продукцией стало устройство Battery Eliminator – «Устранитель батарей», точнее – «заменитель батарей» или, говоря попросту, сетевой блок питания. В те времена радиоприемники требовали, как минимум, две батареи – накальную, для питания нитей накала электронных ламп, и анодную, предназначенную для питания анодных цепей. Батареи были удовольствием дорогим (особенно анодные, с напряжением от 40 до 200 В) и быстро истощались. Поэтому «элиминаторы» раскупались «на ура» и QRL процветала.

В середине 20-х гг. ХХ века Уильяма заинтересовали проблемы автомобильного радио, и вскоре он запатентовал три конструктивных решения. Приемник по патенту Лира размещали в пенале под сиденьем, а питание к нему подключалось через разъемы от внешней батареи. Кроме того, ось КПЕ молодой изобретатель разместил вертикально. Теперь для обслуживания радиоприемника было достаточно отстыковать батарею и, вытащив из-под сиденья приемник, разбираться с ним в уютной лаборатории. А вертикальное размещение оси КПЕ позволило, во-первых, снизить уход с волны из-за вибрации кузова автомобиля, а во-вторых, использовать для настройки гибкий тросик, подобный приводу стоматологической бор-машинки. При этом шкала и ручка настройки (равно как и регулятор громкости/тембра) размещались возле рулевой колонки.

Причина интереса Уильяма Лира к авторадио стара, как первородный грех, – он любил флиртовать. А женщинам нравились не только нежные руки и сладкие речи, но и расслабляющая музыка, которой в конце 20-х гг. прошлого века в американском радиоэфире уже хватало…

 

Переносные батарейные приемники существовали уже в 1925 г. (Operadio Portable)

 

…А сейчас вспомним о человеке, бесконечно любившем рок-н-ролл, автомобили Cadillac и автозвук. Его голос звучал (и звучит!) со всех типов звуконосителей: от Highway Hi-fi до SACD. За уникальную исполнительскую манеру и, может быть, за то, что из-за баранки грузовика он пересел прямо в трон короля рок-н-ролла, этого человека боготворили «шестидесятники» всех стран и континентов. Дамы и господа, на сцене – Элвис Пресли!

 

Розовый Cadillac голубого цвета

 

Не станем пересказывать историю взлета и падения самого легендарного рок-н-ролльщика. Не будем перечислять и все автомобили Cadillac, купленные Его Рок-н-ролльным Величеством для себя, родственников, знакомых, а то и вовсе незнакомых людей. Остановимся на трех машинах Элвиса Пресли, имеющих непосредственное отношение к автозвуку.

Cadillac Fleetwood 60 Special (1955 г.) несомненно был автомобилем, ставшим символом «золотых 50-х». Эта машина является самым лакомым кусочком для коллекционеров во всем мире, ибо этот Cadillac – единственный автомобиль, с которым Пресли никогда не расставался…

 

 

Что же дальше?

 

Прогресс идет семимильными шагами. DVD-аппаратура уже перестала быть уделом избранных и перекочевала в салоны автомобилей. На пятки оптическим носителям  наступают твердотельные карточки, емкость которых уже превышает 1 Гигабайт. Из космоса спустились на землю mp3 и цифровое видео. А в недрах исследовательских центров вовсю идет работа над новым дисковым форматом Blue Ray (Голубой луч), завершение которой сулит невероятный качественный скачок. Кто победит в грядущей войне форматов, угадать непросто…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *