Электронные системы безопасности автомобиля

ABS (Antilock Braking System – антиблокировочная система тормозов) – пионер многочисленных электронных систем безопасности – стала привычным атрибутом многих современных автомобилей. А с лета-осени 2004 г. ABS станет обязательным элементом для всех без исключения автомобилей, выпускаемых в Европе.

Официальной датой рождения ABS считается 1978 г., когда система антиблокировки тормозов пошла в серийное производство. Поначалу ABS (в качестве опции) оснащались представительские модели, такие как Mercedes-Benz (S-класс) и BMW (7-я серия). Первым автомобилем с ABS стал Mercedes-Benz 450 SEL.

Патент на изобретение ABS принадлежит германской фирме Bosch. Интересно, что получен он был еще в 1936 г., а первые попытки борьбы с блокировкой колес во время резкого торможения были предприняты еще на заре эпохи автомобилестроения – в начале ХХ столетия. Однако тогдашний уровень техники не позволял создать действительно рабочую систему, ведь алгоритм работы ABS заключается в автоматическом изменении тормозного усилия в тысячные доли секунды. Без электроники и микропроцессоров система антиблокировки долгое время оставалась лишь проектом на бумаге. Прежде чем ABS в 1978 г. пошла в серию, инженерам Bosch понадобилось 14 лет напряженной подготовительной работы. В 1986 г. Bosch выпустила уже миллионную ABS, а к 1999 г. эта цифра выросла до 50 млн…

 

ESP (Electronic Stability Program) или DSC (Dynamic Stability Control) – система электронной динамической стабилизации и поддержания курсовой устойчивости автомобиля. Задача системы – удержать машину по курсу (заданной траектории) движения с помощью целенаправленного автоматического подтормаживания отдельных колес. ESP (DSC) – наиболее сложное устройство, которое сотрудничает с антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (TCS) системами, контролирует тягу и управление дроссельной заслонкой. Во время работы система ESP (DSC) задействует также системы EBD, EDL (EDS), TCS.

Программа электронной стабилизации ESP (DSC) была создана совместными усилиями компаний Bosch и Daimler-Benz в середине 90-х гг. и задумывалась как компенсатор недостатков ABS. ESP (DSC) впервые была применена в дорогих версиях лимузинов Mercedes S-класса.

ESP (DSC), в отличие от ABS, не только контролирует скорость вращения каждого из колес и давление в тормозной системе, но и следит за поворотами руля, боковым ускорением автомобиля, режимами работы двигателя и трансмиссии.

«Умная» ESP (DSC) умеет две вещи. Первое – дозировать усилие торможения для каждого колеса по отдельности таким образом, чтобы результирующая приложенных тормозных сил противодействовала моменту, стремящемуся развернуть автомобиль вокруг вертикальной оси, и удерживала его на оптимальной траектории. Второе – ESP (DSC) способна «придавить» двигатель ровно настолько, чтобы отдаваемая им мощность и обороты коленчатого вала соответствовали требованиям конкретной ситуации. Процессор ESP (DSC) связан с блоком электронного управления двигателем, что позволяет корректировать мощность и обороты коленчатого вала. Система ESP (DSC) на современном автомобиле почти всегда отключаемая. Это может помочь в нестандартных ситуациях на дороге, например при раскачивании застрявшего автомобиля…

 

EBD (Electronic Brake Distribution) – электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на каждой из осей, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, положение, загрузка автомобиля, пр.).

Как работает система EBD? Обычно тормозная сила распределяется между колесами поровну. При наличии EBD она используется более эффективно. На основе информации от датчиков АBS блок управления определяет, какое колесо лучше «держится за дорогу», и соответствующим образом перераспределяет силу торможения по осям. Таким образом, водитель может быстро, без заносов остановиться даже в сложных условиях – на мокрой дороге, а также на дороге, покрытой снегом или присыпанной гравием. EBD всегда вступает в действие до начала работы ABS…

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 09' 2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *